Проверяемый текст
Мятников, Игорь Владимирович; Государственная политика России в области народного образования в начале XX века (Диссертация 2005)
[стр. 60]

Обосновывая свое предложение, В.К.
Саблер приводил новый аргумент против всеобщности обучения.
«Не послужат ли начальные училища, подчеркивал руководитель Св.
Синода, созданные в целях достижения всеобщности обучения, проводниками в православные массы начал, вредных с точки зрения православной церкви; избежать влияние этих училищ с введением обязательности обучения для православного населения, экономически необоснованного, будет
невозможно»145.
Святейший Синод явно проявлял беспокойство по поводу того, сможет ли ветхозаветная церковно-приходская школа, с введением всеобщего обязательного обучения выдержать конкуренцию с конфессиональными начальными школами других, неправославных вероисповеданий (мусульманские мектебы,
еврейские ходеры и т.п.).
Руководитель ведомства православного исповедания, настаивал на расширении прав православной церкви в руководстве начальным образованием, на усилении в народных школах всех типов религиознонравственного воспитания именно в духе официальной православной религии.
«Одна грамотность без соответствующего воспитания имеет небольшую ценность и к добру не
приведет»146,писал В.К.
Саблер в Совет Министров.
Министр народного просвещения
J1.E.
Кассо в основном соглашался внесенными поправками Св.
Синода, но был против уравнения в правах в процессе организации начального образования, зная, что с этой установкой духовенства никогда не согласится думская октябристско-кадетская фракция.
Проект закона Синодом не был подписан.
Тогда Л.Е.
Кассо внес законопроект в Совет Министров, где он был рассмотрен 17-25 июня 1914 года и «не встретил препятствий» к внесению на утверждение законодательных учреждений, но с оговоркой: «после предварительного согласования с Синодом и министерством
юсти147 ции» .
Только в декабре 1914 года новый вариант законопроекта о введении в России всеобщего начального обучения был окончательно готов и подписан71.
Заместитель министра просвещения барон Таубе (в этом году Л.Е.
Кассо умер И.М.) представил Николаю II доклад, в котором просил разрешения передать
60
[стр. 55]

В июне 1913 года Госдумой для обсуждения за основу был принят правительственный законопроект о введении в России всеобщего начального обучения, который затем с некоторыми изменениями одобрил Госсовет.
Необходимость проекта закона выяснилась из опыта рассмотрения вопроса в течение 6 думских лет, а также совместной работы Министерства народного просвещения и Святейшего Синода, с одной стороны, и планомерного развития начального образования органами земского и городского самоуправления с другой.
Целый год велась переписка, шло согласование законопроекта между двумя ведомствами, однако полная договоренность к лету 1914 г.
так и не была достигнута.
Спор обер-прокурора Св.
Синода В.К.
Саблера с министром народного просвещения JI.E.
Кассо заключался в следующем: во-первых, проект требовал, чтобы органы церковного ведомства на местах были приравнены к местным самоуправлением по всем насущным вопросам народного образования66.
Вовторых, «всеобщность обучения», говорил В.К.
Саблер, —«является действительно насущною, государственного потребностью» и предполагала обязательность начального обучения только там, где всеобщность уже достигнута»67.
Поэтому Святейший Синод категорически возражал против внесения в закон правил об обязательном всеобщем обучении.
Обосновывая свое предложение, В.К.
Саблер приводил новый аргумент против всеобщности обучения.
«Не послужат ли начальные училища, подчеркивал руководитель Св.
Синода, —созданные в целях достижения всеобщности обучения, проводниками в православные массы начал, вредных с точки зрения православной церкви; избежать влияние этих училищ с введением обязательности обучения для православного населения, экономически необоснованного, будет
невозможно»68.
Святейший Синод явно проявлял беспокойство по поводу того, сможет ли ветхозаветная церковно-приходская школа, с введением всеобщего обязательного обучения выдержать конкуренцию с конфессиональными начальными школами других, неправославных вероисповеданий (мусульманские мектебы,
55

[стр.,56]

еврейские ходеры и т.п.)Руководитель ведомства православного исповедания, настаивал на расширении прав православной церкви в руководстве начальным образованием, на усилении в народных школах всех типов религиознонравственного воспитания именно в духе официальной православной религии.
«Одна грамотность без соответствующего воспитания имеет небольшую ценность и к добру не
приведет»69,писал В.К.
Саблер в Совет Министров.
Министр народного просвещения
Л.Е.
Кассо в основном соглашался внесенными поправками Св.
Синода, но был против уравнения в правах в процессе организации начального образования, зная, что с этой установкой духовенства никогда не согласится думская октябристско-кадетская фракция.
Проект закона Синодом не был подписан.
Тогда Л.Е.
Кассо внес законопроект в Совет Министров, где он был рассмотрен 17-25 июня 1914 года и «не встретил препятствий» к внесению на утверждение законодательных учреждений, но с оговоркой: «после предварительного согласования с Синодом и министерством
юсти70 ции» .
Только в декабре 1914 года новый вариант законопроекта о введении в России всеобщего начального обучения был окончательно готов и подписан71.
Заместитель министра просвещения барон Таубе (в этом году Л.Е.
Кассо умер И.М.) представил Николаю II доклад, в котором просил разрешения передать
разработанный проект закона на рассмотрение IV Госдумы.
Но по причине начавшейся I мировой войны «высочайшего соизволения» не последовало72.
Пытаясь классифицировать государственные потребности страны правый октябрист Д.И.
Святополк-Мирский назвал подготовку к империалистической войне необходимой потребностью, столыпинское землеустройство полезной потребностью, а всеобщее обучение народа отнес к «прихотливым» и надуманным потребностям.
Он вновь доказывал с думской трибуны IV созыва, что крестьянство —эта серая и темная масса нуждается не столько в грамоте, сколько в руководстве со стороны культурных помещиков73.
Святополк-Мирский Д.И.
допускал некоторую уступку в деле всеобщего обучения большим городам, в условиях жизни которых «грамотность своего 56

[Back]