Проверяемый текст
Алагова, Лариса Черменовна. Педагогические и социокультурные факторы развития женского образования в Осетии : Конец XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2004)
[стр. 102]

102 С переходом в ведение «Общества», школа приобрела строго классовый облик.
Как видно из документов, в нее принимали в первую очередь детей привилегированных сословий, чиновничества
и духовенства.
Лишь изредка попадали туда дети сельских учителей и рядовых крестьян.168
Из-за нехватки средств школа не имела своего помещения.
В учебную программу входили: Закон Божий, русский язык, родной язык (для осетинок), арифметика и геометрия, всеобщая история, география, естествознание, письмо, черчение, пение, гимнастика, рукоделие, педагогика.
Не существовало определенных программ по отдельным предметам.
Учителя составляли их самостоятельно.
Комитет «Общества» внес свои коррективы в учебный процесс.
Заметно изменилась программа, сократился курс общеобразовательных предметов.
Основной дисциплиной стал Закон Божий, изучался катехизис.
Девочки должны были знать «Жития святых», «Жизнь Николая —Чудотворца», «Утешение в смерти», «Земную жизнь Христа».
В 1870 году число воспитанниц сократили до 49, в 1872 году до 21.
Школа оказалась перед угрозой закрытия.

Это не могло не встревожить широкие слои осетинского народа, особенно прогрессивную интеллигенцию, чутко следившую за судьбой школы.
Передовые люди области подняли свой голос в ее защиту.
В управление начальника области, а также на имя наместника посыпались жалобы, заявления, протесты осетин.
В них содержались требования изменить отношение к единственному женскому учебному заведению, расширить количество учащихся, изменить содержание обучения, улучшить условия быта воспитанниц.
Столь решительные выступления общественности позволили не только сохранить школу, но и заставили царскую администрацию преобразовать ее в 1874 году в гимназию с пансионом для воспитанниц.
В последнем содержалось 25 девочек из общего числа 54.

168Там же.
Ф.
151.
Д.
2.
Л.
1-21.
[стр. 82]

Из этого списка видно, что к первым десяти воспитанницам, принятым А.Колиевым при открытии школы, прибавилось еще 14 девочек-осетинок и 6 девочек-русских.
Вi1872 году в школе;было уже 66 учениц [142, 28].
Но если до начала■ 70-х годов наблюдался относительно быстрый рост числа учащихся в школе,, то в период после этого количество учащихся» росло крайне медленно, оставаясь по существу на прежнем»уровне: В период с 1875 по 1885 год количество учащихся в школе колебалось от 65 до 75.
Правда, так же, как и в; предыдущий период, преобладающее большинство учениц составляли осетинки.
Так, из 68 воспитанниц школы в 1885 году 43 являлись осетинками, 20 русскими, 4 —грузинками, и 1 —удинка [159, 13].
В некоторые периоды в школе насчитывалось по 80 —100 человек, и это было максимальным числом учащихся в школе.
С переходом в ведение «Общества», школа приобрела строго классовый облик.
Как видно из документов, в.
нее принимали в первую очередь детей привилегированных сословий, чиновничества;■и
духовенства.
Лишь изредка попадали туда дети сельских учителей и рядовых крестьян
[156,1-20].
Из-за нехватки средств школа не имела своего помещения; В учебную программу входили: Закон Божий, русский язык, родной язык (для осетинок), арифметика и геометрия, всеобщая история, география, / естествознание, письмо; черчение, пение; гимнастика, рукоделие, педагогика.
Не существовало определенных программ по отдельным предметам* Учителя; / составляли их самостоятельно.
Комитет «Общества» внес свои коррективы в учебный процесс.
Заметно изменилась программа, сократился; курс общеобразовательных предметов.
Основной дисциплиной стал Закон Божий, изучался катехизис.
Девочки должны были знать «Жития святых», «Жизнь Николая—Чудотворца», «Утешение в смерти», «Земную жизнь Христа».
В 1870 году число воспитанниц сократили до 49, в 1872 году —до 21.
Школа оказалась перед угрозой закрытия.


[стр.,83]

Это не могло не встревожить широкие слои осетинского народа, особенно прогрессивную интеллигенцию, чутко следившую* за судьбой школы.
Передовые люди области подняли свой; голос в ее защиту.
В управление начальника области, а также на имя наместника посыпались жалобы, заявления, протесты осетин.
В них содержались требования изменить отношение к единственному женскому учебному заведению, расширить количество учащихся, изменить содержание обучения, улучшить условия быта воспитанниц.
Столь решительные выступления общественности позволили не только сохранить школу, но и заставили царскую администрацию преобразовать ее в.
1874 году в гимназию с пансионом» для воспитанниц.
В последнем содержалось 25 девочек из общего числа 54.

Однако закончить курс обучения в школе удавалось не всем.
Из отчета о школе за 1886 год узнаем; что с 1874 по 1886 год школа выпустила всего 30 человек [157, 4].
Серьезной причиной, вынуждавшей учащихся бросать учебу, не доведя ее до конца, являлась высокая платаза обучение и содержание в пансионе.
Приходящие воспитанницы платили только за обучение 10 руб.
в год, что составляло для того времени значительную сумму.
Но особенно дорого приходилось платить своекоштным воспитанницам; с которых взыскивали по 120 рублей в год.
Платать ежегодно такую сумму в течение 7-9 лет было нелегко даже состоятельным людям.
Поэтому часть воспитанниц; проучившись в школе лишь несколько лет, уходила из нее, не;довершив своего образования.
Но те немногие, которым удалось закончить, школу, посвящали себя; за малым исключением, учительской работе.
В отчете о школе за 1886 год читаем: «Окончившие курс преимущественно избирают педагогическую деятельность» [157,4].
Окончившие Владикавказскую' осетинскую женскую школу шли, главным образом, в осетинские сельские начальные школы, посвятив себя делу развития просвещения среди своего народа.

[Back]