121 средств не хватало. К этой проблеме сочувственно отнеслись прихожане, родители воспитанниц. Был организован сбор пожертвований. Известно, что на постройку церкви при Ольгинском училище в 1905 году пожертвовал 100 рублей георгиевский купец Андрей Петрович Чернявский. Когда церковь была построена, все христианские обязанности ученицы исполняли в ней под присмотром священника училищной церкви Иосифа Самуиловича Пустоветова а церковным старостой был купец Петр Агапович Никитин. Следует признать, что выработанная православием система образования и воспитания была хорошо продумана и максимально подчинена поставленной цели христианизации населения, подготовки кадров миссионеров среди местного населения. Эта цель была обеспечена средствами, методами, критериями оценки своей деятельности. Религиозное воспитание, основанное на христианских заповедях и направленное на формирование высоконравственной личности, достойно уважительного отношения. Сегодня, в условиях возрождения религии в российском обществе, многие исследователи сходятся во мнении о необходимости переоценки сложившихся взглядов на религиозное образование и воспитание. 196Там же. 1915. №4. С. 295-297. |
Особое внимание уделялось религиозно-нравственному воспитанию учениц, поэтому вопрос об открытии в училище своей церкви был чрезвычайно актуален. Большое значение придавалось исполнению воспитанницами религиозных обязанностей. Утренние и вечерние молитвы читались ежедневно в актовом зале, по утрам обязательно прочитывалось дневное Евангелие. В дни христианских постов ученицы говели, исповедовались и причащались. В воскресение и праздничные дни воспитанницы в. первое время посещали домовую церковь Его Преосвященства и принимали участие в чтении молитв ицерковном песнопении; Совет училища неоднократно ставил вопрос о том, что в холодное время года девочки вынуждены были ходить в домашнюю архиерейскую церковь и проводить там по 2 часа, что негативно отражалось на их здоровье. Вопрос о постройке своей церкви поднимался в течение нескольких лет, но средств не хватало. К этой проблеме сочувственно отнеслись прихожане, родители воспитанниц. Был организованiсбор пожертвований. Известно, что на постройку церкви в 1905 году пожертвовал 100 рублей георгиевский купец Андрей Петрович Чернявский. Когда церковь была построена, все христианские обязанности ученицы исполняли в ней под присмотром священникаг училищной церкви? Иосифа Самуиловича Пустоветова а церковным старостой был купец Петр Агапович Никитин [29, 297]. Жизнь девушек не была ограждена от городской?культуры. Они были знакомы со многими ее современными формами. По воскресным дням «в интересах учебно-воспитательного дела и в видах доставления разумных развлечений учащимся» проводились чтения с «туманными картинками». Это была новая для горожан форма художественного творчества, известная также под названием «волшебный* фонарь», «живая фотография», секрет которой заключался в действии элекгортахископа —прибора, с помощью которого воспроизводились на? экране натуральные движения фотографированных субъектов. Известная в России фирма «Анатолий Вернер» поставляла из Харькова «волшебные фонари» для школ, обществ народных чтений, частных лиц. Приобрело такой фонарь и епархиальное училище. Правда, совет старался выбирать для демонстрации учащимся сюжеты религиозного содержания [56, 163]. Другой современной формой городской культуры были литературномузыкальные вечера Их устраивали на масленицу. Проводили также новогодние представления с елкой. Религиозное образование подвергалось жесткой критике сторонниками светских школ еще в:дореволюционное время. Для этого были■серьезные основания. Однако следует признать, что выработанная православием система образования и воспитания была хорошо продумана и максимально подчинена поставленной цели — христианизации населения, подготовки кадров миссионеров среди местного населения, в том числе и женского. Эта цель была обеспечена: средствами, методами, критериями оценки своей деятельности. Анализ содержательной стороны учебного процесса Владикавказского епархиального женского училища позволяет предполагать достаточный уровень знаний; по светским дисциплинам. А религиозное воспитание, основанное на христианских заповедях и направленное на формирование высоконравственной личности, достойно уважительного отношения. Сегодня, в условиях возрождения религии в российском обществе, многие исследователи сходятся во мнении о необходимости переоценки сложившихся взглядов на религиозное образование и воспитание. 107 содействие. Известно, что ее ученицы участвовали в выставке «Детский мир» в Санкт-Петербурге, где были награждены медалями и дипломом. Усилиями духовенства Владикавказской епархии в Осетии появилось, среднее женское образование. Владикавказское епархиальное училище давало возможность продолжить образование дочерям и родственницам духовных лиц. К среднему учебному заведению был приближен по своей программе Осетинский девичий приют. Третьим; и?самым;престижным;из, средних учебных заведений была Ольгинская; гимназия; возникшая в 1874 году на базе благотворительного училища. Таким образом; к концу XIX века в Осетии в целом была сформирована система;начального женского образования. Большая часть начальных и среднихженских учебных заведений; как и по всей России, содержалась при участии православного духовенства. Выработанная; православием; система образования и воспитания была; хорошо продумана и* максимально подчинена поставленной; цели; — христианизации; населения, подготовке; кадров, миссионеров среди осетинского народа. Этот вопрос был предметом активного обсуждения и осетинской; интеллигенции; позапрошлого века, и советскими; исследователями. Однако-следует признать, что эта;цель,была обеспечена средствами; методами,, критериямиоценки результатов своей деятельности. Анализ содержательной стороны учебного процесса; женских начальных и: средних учебных заведений позволяет предполагать,достаточный уровень преподавания. Представляется; чторелигиозное воспитание, основанное на христианских заповедях и; направленное на; формирование высоконравственной личности, достойно уважительно отношения; Сегодня, в условиях; возрождения религии; в российском; обществе; многие исследователи и педагоги сходятся во мнении о необходимости;переоценки сложившихся взглядов на религиозное образование и воспитание. И |