Проверяемый текст
Алагова, Лариса Черменовна. Педагогические и социокультурные факторы развития женского образования в Осетии : Конец XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2004)
[стр. 122]

Ч Глава 3.
Женское светское образование 3.1.
Роль северокавказских просветителей в развитии женского * I светского образования Доминирующей чертой общественно-политической мысли на Северном Кавказе становилось отстаивание европейских идеалов свободы и развития.
Самым действенным средством борьбы за прогрессивное развитие народа осетинские просветители считали образование, в том числе и женское.
Одним из первых проблему женского образования поднял А.А.
Гассиев.
Его педагогическая деятельность началась с преподавания в Тифлисской Первой женской гимназии, поэтому он уделял особое внимание женскому образованию.
А.

Гассиев активно включился в процесс основания женской школы в Моздоке.
Он осуждал местное общество, особенно состоятельных горожан, не понимавших важности образования женщин.
В статье
«Школа женская —больное место здешнего общества» А.
Гассиев писал: «Странно видеть громадное число детей женского пола (население здешнее отличается преобладающим числом женских рождений), волей патриархальных родителей лишенных хоть каких-нибудь сведений, расширяющих кругозор человека далее и выше созерцания и понятий дикаря.»
197 Одной из причин неприятия женского образования А.
Гассиев считал нежелание подвергать изменениям гендерные нормы традиционного общества, опасение, что образованная женщина «досуг свой употребит на чтение книг: пропадай тогда страх, послушание, верность и нравы патриархальные!»
Он не принимал оправдания моздокчан отсутствием 197Гассиев А.А.
Школа женская больное место здешнего общества.
//Антология педагогической мысли Северной Осетии.
С.
34 198Там же.
4 * 122 4 у
[стр. 112]

действенным средством борьбы за прогрессивное развитие народа просветители считали образование, в том числе и женское.
Одним из первых проблему женского образования поднял А.А.Гассиев.
Его педагогическая деятельность началась с преподавания в Тифлисской Первой женской гимназии, поэтому он уделял особое внимание женскому образованию.
АХассиев
активно включился в процесс основания женской школы, в Моздоке.
Он осуждал местное общество, особенно состоятельных горожан, не понимавших важности образования женщин; В; статье;«Школа.женская
—больное место здешнего общества» А.Гассиев писал: «Странно видеть громадное число детей женского пола (население здешнее отличается; преобладающим числом женских рождений), волей патриархальных родителей лишенных хоть, каких-нибудь сведений, расширяющих кругозор; человека далее и выше созерцания и понятий дикаря» [7, 34].
Одной из причин неприятия женского образования А.Гассиев; считал нежелание подвергать изменениям гендерные нормы традиционного общества, опасение, что образованная; женщина «досуг свой; употребит на чтение книг: пропадай тогда страх, послушание, верность и нравы патриархальные!»
[7, 34].
Он не принимал оправдания моздокчан отсутствием
средств дляоткрытия женской школы, т.к.
среди них было немало состоятельных людей, тративших деньги «неблагоразумно; и нерасчетливо».
Для открытия и содержания женской школы АХассиев предлагал ввести в городе специальный налог.
Одним из первых он отозвался на открытие школы в статье «Спешу сообщить радостные известия...», где описывал церемонию' открытия Александровского училища.
Гассиев признавал заслуги «Общества восстановления православного христианства на Кавказе» в просвещении народа «не только светом веры Христовой», но и «светом знания, науки».
Он с удовольствием; наблюдал, как во Владикавказской школе «девушки, совершенные дикарки назад какихнибудь 2 -3 года, учат на пробных уроках своих, же маленьких осетинок русскому языку, дают уроки по наглядному обучению и арифметике».


[стр.,155]

Мощным фактором развития женского образования была общественнополитическая мысль, отстаивавшая европейские идеалы свободы;и развития.
Самым действенным средством борьбы за прогрессивное развитие народа осетинские просветители считали образование, в том числе и женское.

Лучшие представители общественно-политической и педагогической мысли К.Л.Хетагуров, ХУруймагов, Г.Дзасохов, А.Гассиев, Г.Баев* и другие призывали: к расширению женского образования с использованием последних достижений педагогики, убеждали современников в необходимости пересмотреть взгляды на роль женщины в обществе.
Под влиянием российской общественно-политической мысли и; российского опыта школьного строительства’ осетинская интеллигенция повела борьбу за светскую школу, убеждая учителей и народ в преимуществах светского образования как более современного несоответствующего-требованиям экономического и общественно-культурного развития буржуазного общества.
Светская интеллигенция остроставилавопросы школьного образования и культурного просвещения, не оставляя в них места церкви.
Церковно-приходская школа объявлялась не соответствующей требованиям нового времени, а учителя-священники обвинялись в невежестве.
Впрочем, былазаметна* и? другая^ тенденция.
Осетинские просветители^ упрекаясветскую интеллигенцию в оторванности от народа, ностальгически вспоминали «самоотверженных тружеников...
семинаристов,.
питомцев Тифлисской духовной семинарии», которые «оставили: по себе след.
След этотосетинская церковная служба, след этот грамотная Осетия» [98].
Появление в конце XIX —начале XX века светских школ системы министерства народного просвещения стало*важнымсобытием в истории народного образования Осетии.
Первые школы создавались в магометанских селениях, где не было церковно-приходских.
Светские школы стали пользоваться: большей популярностью.
Осетинские сельские' общества составляли «приговоры» об их открытии, оказывали имвсяческое

[Back]