Ч Глава 3. Женское светское образование 3.1. Роль северокавказских просветителей в развитии женского * I светского образования Доминирующей чертой общественно-политической мысли на Северном Кавказе становилось отстаивание европейских идеалов свободы и развития. Самым действенным средством борьбы за прогрессивное развитие народа осетинские просветители считали образование, в том числе и женское. Одним из первых проблему женского образования поднял А.А. Гассиев. Его педагогическая деятельность началась с преподавания в Тифлисской Первой женской гимназии, поэтому он уделял особое внимание женскому образованию. А. Гассиев активно включился в процесс основания женской школы в Моздоке. Он осуждал местное общество, особенно состоятельных горожан, не понимавших важности образования женщин. В статье «Школа женская —больное место здешнего общества» А. Гассиев писал: «Странно видеть громадное число детей женского пола (население здешнее отличается преобладающим числом женских рождений), волей патриархальных родителей лишенных хоть каких-нибудь сведений, расширяющих кругозор человека далее и выше созерцания и понятий дикаря.» 197 Одной из причин неприятия женского образования А. Гассиев считал нежелание подвергать изменениям гендерные нормы традиционного общества, опасение, что образованная женщина «досуг свой употребит на чтение книг: пропадай тогда страх, послушание, верность и нравы патриархальные!» Он не принимал оправдания моздокчан отсутствием 197Гассиев А.А. Школа женская больное место здешнего общества. //Антология педагогической мысли Северной Осетии. С. 34 198Там же. 4 * 122 4 у |
действенным средством борьбы за прогрессивное развитие народа просветители считали образование, в том числе и женское. Одним из первых проблему женского образования поднял А.А.Гассиев. Его педагогическая деятельность началась с преподавания в Тифлисской Первой женской гимназии, поэтому он уделял особое внимание женскому образованию. АХассиев активно включился в процесс основания женской школы, в Моздоке. Он осуждал местное общество, особенно состоятельных горожан, не понимавших важности образования женщин; В; статье;«Школа.женская —больное место здешнего общества» А.Гассиев писал: «Странно видеть громадное число детей женского пола (население здешнее отличается; преобладающим числом женских рождений), волей патриархальных родителей лишенных хоть, каких-нибудь сведений, расширяющих кругозор; человека далее и выше созерцания и понятий дикаря» [7, 34]. Одной из причин неприятия женского образования А.Гассиев; считал нежелание подвергать изменениям гендерные нормы традиционного общества, опасение, что образованная; женщина «досуг свой; употребит на чтение книг: пропадай тогда страх, послушание, верность и нравы патриархальные!» [7, 34]. Он не принимал оправдания моздокчан отсутствием средств дляоткрытия женской школы, т.к. среди них было немало состоятельных людей, тративших деньги «неблагоразумно; и нерасчетливо». Для открытия и содержания женской школы АХассиев предлагал ввести в городе специальный налог. Одним из первых он отозвался на открытие школы в статье «Спешу сообщить радостные известия...», где описывал церемонию' открытия Александровского училища. Гассиев признавал заслуги «Общества восстановления православного христианства на Кавказе» в просвещении народа «не только светом веры Христовой», но и «светом знания, науки». Он с удовольствием; наблюдал, как во Владикавказской школе «девушки, совершенные дикарки назад какихнибудь 2 -3 года, учат на пробных уроках своих, же маленьких осетинок русскому языку, дают уроки по наглядному обучению и арифметике». Мощным фактором развития женского образования была общественнополитическая мысль, отстаивавшая европейские идеалы свободы;и развития. Самым действенным средством борьбы за прогрессивное развитие народа осетинские просветители считали образование, в том числе и женское. Лучшие представители общественно-политической и педагогической мысли К.Л.Хетагуров, ХУруймагов, Г.Дзасохов, А.Гассиев, Г.Баев* и другие призывали: к расширению женского образования с использованием последних достижений педагогики, убеждали современников в необходимости пересмотреть взгляды на роль женщины в обществе. Под влиянием российской общественно-политической мысли и; российского опыта школьного строительства’ осетинская интеллигенция повела борьбу за светскую школу, убеждая учителей и народ в преимуществах светского образования как более современного несоответствующего-требованиям экономического и общественно-культурного развития буржуазного общества. Светская интеллигенция остроставилавопросы школьного образования и культурного просвещения, не оставляя в них места церкви. Церковно-приходская школа объявлялась не соответствующей требованиям нового времени, а учителя-священники обвинялись в невежестве. Впрочем, былазаметна* и? другая^ тенденция. Осетинские просветители^ упрекаясветскую интеллигенцию в оторванности от народа, ностальгически вспоминали «самоотверженных тружеников... семинаристов,. питомцев Тифлисской духовной семинарии», которые «оставили: по себе след. След этотосетинская церковная служба, след этот грамотная Осетия» [98]. Появление в конце XIX —начале XX века светских школ системы министерства народного просвещения стало*важнымсобытием в истории народного образования Осетии. Первые школы создавались в магометанских селениях, где не было церковно-приходских. Светские школы стали пользоваться: большей популярностью. Осетинские сельские' общества составляли «приговоры» об их открытии, оказывали имвсяческое |