совершенно ложные воззрения на прекрасный мир божий». Уруймагов поясняет, что в правильность того, что делали матери для своих детей, они искренне верили, верили как в святость, передаваемую в наследие своим дочерям, сыновьям и внукам. Однако, в невежестве, суевериях и предрассудках он, конечно, винил не столько непросвещенных матерей-горянок, сколько патриархальный уклад жизни горцев, среду, полную ложных понятий и противоречий, в которой проходило воспитание детей, консервативные, устаревшие методы воспитания, которыми пользовалась горская семья, ничем не ограниченную родительскую власть. «Всякие убеждения, взгляды, желания родителей, даже не имеющие смысла, обязательны были для детей, а потому они не имели права уклоняться от них», писал Уруймагов. 200 Для искоренения этих негативных явлений, имевших место в жизни горцев и вывода женщин-горянок из того невежественного состояния, в котором они находились на протяжении веков, установления более четкого взаимодействия школы, семьи и общества по воспитанию детей Уруймагов предлагал со страниц различных периодических изданий учебному ведомству и передовой общественности Северного Кавказа идти по пути создания для девочек-горянок женских начальных, профессиональных и педагогических средних учебных заведений. Они, по его замыслу, призваны были готовить учительские кадры для женских школ, постепенно покончить с массовой неграмотностью женщин в крае и, таким образом, создать для них необходимые условия для продолжения своего образования на следующих ступенях. Обосновывая социально-политическую и духовно-нравственную значимость подобных мер, он приходил к далеко идущим выводам. В очерке «Еще несколько слов о необходимости женских школ в горной Осетии» X. 200Тотоев М.С. Очерки истории и культуры. С. 72. |
делается наследством сыновей и внуков... не погибает в подрастающих поколениях» [52]. Он был убежден в том, что, если семейное воспитание не будет разумно сочетаться с влиянием школы, оно не будет плодотворным и современным. С одной стороны, указывает он, это произойдет в силу занятости матерей по хозяйству, а с другой из-за их непросвещенности, неимения какого-либо образования и педагогической подготовки к воспитанию своих детей. В силу указанных обстоятельств, продолжал он, и ввиду отсутствия доступа для простых горянок Северного Кавказа по причине их материальной необеспеченности в правительственные гимназии, а главное — из-за отсутствия для них в этом регионе профессиональных женских средних учебных заведений и женских школ, в особенности в горных районах, матери-горянки «садят и взращивают не учение и свет, не верные убеждения, не правильные взгляды на жизнь, а суеверия и невежество, мрак и совершенно ложные воззрения на прекрасный мир божий». Уруймагов поясняет, что в правильность того, что делали матери для своих детей, они искренне верили, верили как в святость, передаваемую в наследие своим дочерям, сыновьям и внукам. Однако, в невежестве, суевериях и предрассудках он, конечно, винил не столько непросвещенных матерей-горянок, сколько патриархальный уклад жизни горцев, среду, полную ложных понятий и противоречий, в которой 4 проходило воспитание детей, консервативные, устаревшие методы воспитания, которыми пользовалась горская семья, ничем не ограниченную родительскую власть. «Всякие убеждения, взгляды, желания родителей, даже не имеющие смысла, обязательны были для детей, а потому они не имели права уклоняться от них», говорил Уруймагов [52]\дя искоренения этих негативных явлении, имевших место в жизни горцев и вывода женщин-горянок из того невежественного состояния, в котором они находились на протяжении веков, установления более четкого взаимодействия■школы, семьи-и общества по воспитанию детей Уруймагов предлагал со страниц различных периодических изданий учебному ведомству и передовой общественности Северного Кавказа идти; по пути создания для; девочек-горянок женских начальных, профессиональных и педагогических средних учебных заведений. Они, по его замыслу, призваны были готовить учительские кадры для женских школ, постепенно покончить с массовой неграмотностью женщин в крае и, таким образом, создать для них необходимые условия для продолжения своего образования на следующих ступенях. Обосновывая социально-политическую и духовно-нравственную значимость подобных мер; он приходил к далеко идущим выводам. В очерке «Еще несколько слов о необходимости женских школ в горной Осетии» Х.Уруймагов указывал, что «женские школы дадут горной? Осетии образованных матерей», которые, по его глубокому убеждению, должны будут пробудить, в* сознании горцев полное понимание пользы: от образованности женщин [52]. В другой своей публикации «Женские школы в Осетии» он писал, что «не назовет теперь горец, когда-то темный обитатель мрачных трущоб, образованную женщину демоном-искусителем и не скажет, что она своими нечистыми помыслами, познаниями и сатанинским умом собьет его, горца, с кажущегося ему правильного пути» [53]. Конкретизируя свои; мысли по рассматриваемой проблеме, Уруймагов показывает общественную значимость.женских школ, их роль в духовно-нравственном и.культурном развитии девочек-горянок. Он полагал, что выпускницы этих школ дадут начало качественно новому домашнему воспитанию и. внесут свой достойный вклад в становление и развитие начального школьного обучения. Таким образом, они осознают себя полезными и равноправными членами общества. |