126 Уруймагов указывал, что «женские школы дадут горной Осетии образованных матерей», которые, по его глубокому убеждению, должны будут пробудить в сознании горцев полное понимание пользы от образованности женщин. В другой своей публикации «Женские школы в Осетии» он писал, что «не назовет теперь горец, когда-то темный обитатель мрачных трущоб, образованную женщину демоном-искусителем и не скажет, что она своими нечистыми помыслами, познаниями и сатанинским умом собьет его, горца, с 202 кажущегося ему правильного пути». Конкретизируя свои мысли по рассматриваемой проблеме, Уруймагов показывает общественную значимость женских школ, их роль в духовно-нравственном и культурном развитии девочек-горянок. Он полагал, что выпускницы этих школ дадут начало качественно новому домашнему воспитанию и внесут свой достойный вклад в становление и развитие начального школьного обучения. Таким образом, они осознают себя полезными и равноправными членами общества. X. Уруймагов считал, что женские школы должны были учреждаться на разумных педагогических началах, где под наблюдением опытных и любящих свою учительскую профессию учительниц-горянок девочки должны были развивать в себе добрые нравственные начала —стремление к добру, любовь к знаниям, окружающим людям и обществу. «В конце концов, писал он, школы эти, выпуская своих питомцев и определяя их в средние женские учебные заведения, смогут наградить Осетию образованными лицами, великое назначение которых в деле воспитания теперь признано всеми». 201Уруймагов X. Еще несколько слов о необходимости женских школ в горной Осетии // Казбек, 1900. № 875. 202Там же. 203Там же. |
котором они находились на протяжении веков, установления более четкого взаимодействия■школы, семьи-и общества по воспитанию детей Уруймагов предлагал со страниц различных периодических изданий учебному ведомству и передовой общественности Северного Кавказа идти; по пути создания для; девочек-горянок женских начальных, профессиональных и педагогических средних учебных заведений. Они, по его замыслу, призваны были готовить учительские кадры для женских школ, постепенно покончить с массовой неграмотностью женщин в крае и, таким образом, создать для них необходимые условия для продолжения своего образования на следующих ступенях. Обосновывая социально-политическую и духовно-нравственную значимость подобных мер; он приходил к далеко идущим выводам. В очерке «Еще несколько слов о необходимости женских школ в горной Осетии» Х.Уруймагов указывал, что «женские школы дадут горной? Осетии образованных матерей», которые, по его глубокому убеждению, должны будут пробудить, в* сознании горцев полное понимание пользы: от образованности женщин [52]. В другой своей публикации «Женские школы в Осетии» он писал, что «не назовет теперь горец, когда-то темный обитатель мрачных трущоб, образованную женщину демоном-искусителем и не скажет, что она своими нечистыми помыслами, познаниями и сатанинским умом собьет его, горца, с кажущегося ему правильного пути» [53]. Конкретизируя свои; мысли по рассматриваемой проблеме, Уруймагов показывает общественную значимость.женских школ, их роль в духовно-нравственном и.культурном развитии девочек-горянок. Он полагал, что выпускницы этих школ дадут начало качественно новому домашнему воспитанию и. внесут свой достойный вклад в становление и развитие начального школьного обучения. Таким образом, они осознают себя полезными и равноправными членами общества. Х.Уруймагов считал, что женские школы должны были учреждаться на разумных педагогических началах, где под наблюдением опытных и любящих свою учительскую профессию учигельниц-горянок девочки: должны были развивать в себе добрые нравственные начала стремление к добру, любовь к знаниям; окружающим людям и обществу. «В конце концов; писал он, —школы эти, выпуская своих питомцев и определяя их в средние женские учебные заведения, смогут наградить Осетию образованными лицами, великое назначение которых в деле воспитания теперь признано всеми» [53]. Но, сознавая первые трудности материального и учебно-методического характера, такие как —отсутствие школьных зданий, хорошо составленных учебников и учительских кадров, Уруймагов прогнозировал, что от этих школ не будет сиюминутной отдачи обществу, и они не смогут сразу изменить состояние женского образования, не решат сразу проблему подготовки учительниц и воспитательниц' на высоком уровне. Он рассматривал этот процесс как сложный и длительный по времени:и считал, что учительницы, «работая и действуя постепенно; будут оказывать свое благотворное влияние на:подрастающие поколения, чем будет парализовано развитиетьмы в горах Осетии». Ведущим: звеном воспитательного процесса Уруймагов считал общественное школьное воспитание, которое развивало у детей общественные интересы. Он рассматривал школу как: вселенную в: миниатюре, где складываются характеры: людей, формируется: социальная; зрелость. Х.Уруймагов;с удовлетворением отмечал, что жители горных селений; не имея своих женских школ, находили способы дать своим девочкам, необходимые знания: посылали их в мужские школы, отправляли-в села, где были женские школы, отсылали к родственникам в равнинные селения. Поэтому среди желающих сдавать вступительные экзамены в Осетинский женский приют с каждым годом увеличивалось число горянок. |