Проверяемый текст
Алагова, Лариса Черменовна. Педагогические и социокультурные факторы развития женского образования в Осетии : Конец XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2004)
[стр. 135]

135 учащихся, обращал он внимание общественности.
При здании нет даже двора.
Обстановка и образ жизни проникнуты каким-то монашеским духом...
Такая обстановка жизни учащихся только калечит их нравственно
и физически».
«Незнакомый посетитель рискует удариться коленом о скамейку (кушетку), свидетельствует Дзасохов, поставленную тут же, или же оцарапать лицо или нос о крюки вешалки.
Без искусственного освещения приютянкам, входящим в классы и зал, выходящим из них и прохаживающим по коридору, трудно не сталкиваться друг с другом лбами».214
Четыре комнаты, которыми располагала школа, были сырыми, невзрачными, всегда лишенными солнечных лучей.
Главное же неудобство их заключалось в том, что они были смежными.

Раскрыв неудовлетворительные условия содержания девушек в этом учебном заведении, педагог предлагает отказаться от тех несчастных подаяний, которыми кормит «Общество восстановления христианства на Кавказе» «наших дочерей и сестер».
Он призывает передовую
общественность самой найти средства и открыть в Осетии среднее женское учебное заведение.
«Мы можем, мы должны это сделать», пишет он.
«Пусть же помнит всякий, что для нас одним из самых насущных дел является открытие в Осетии среднего женского общеобразовательного учебного заведения...
Нельзя так упускать из виду женское образование, раз мы стремимся вывести свой народ на путь культурной жизни».

Таким образом, можно сделать вывод, что Дзасохов выступал
в своих статьях против духовных школ, «где только калечили детей» и ратовал за светскую школу, требуя преобразования Владикавказского приюта в светское учебное заведение.
В своих публикациях он поднимал вопрос и об
214 Казбек, 1901.29 ноября 215Блейх H.O.
Хатаев Е.Е.
С.
81-82.
[стр. 123]

забивал» осетинок, ибо условия в нем были невыносимые.
Приют не имел «никакой установленной программы и официально не пользовался никакими правами».
Если были программы, они менялись по усмотрению местного начальства.
Духовные руководители меньше всего обращали внимание на всестороннее развитие способностей воспитанниц.
Главное их внимание было направлено на изучение религиозных предметов.' Григорий Иванович считал это совершенно■ненормальным, так как «церковность чужда природе осетина».
Поэтому Г.Дзасохов предлагал провести ряд неотложных мероприятий; чтобы? коренным^ образом? изменить постановку обучения* в приюте.
Он прежде всего считал необходимым смену руководства, («которое не понимало* запросов осетинского народа», поставив^ во главе учебного заведения лиц «из образованных осетин»), обновление учительского состава, включение в программу преподавания родного языка, упразднение духовных предметов.
Г.Дзасохов был сторонником светского образования [20, 82]! Вместе с тем Дзасохов*был обеспокоен;и бытовыми условиями этого учебного заведения.
«Приют помещается; в, отвратительном зале, более приспособленном для* осужденных на.
одиночное заключение, чем для учащихся, —обращал он*внимание общественности; —При здании нет даже двора.'.
Обстановка и образ: жизни проникнуты каким-то монашеским духом....
Такая обстановка жизни учащихся только калечит их нравственно
й физически».
«Незнакомый посетитель рискует удариться коленом о скамейку (кушетку), —свидетельствует Дзасохов, —поставленную тут же, или же оцарапать лицо или нос о*крюки*:вешалки; Без искусственного*освещения? приютянкам, входящим* в классы; и зал, выходящим: из* них и прохаживающим-по коридору, трудно не сталкиваться друг с другом лбами»
[52].
Четыре комнаты, которыми; располагала школа, были сырыми, невзрачными, всегда лишенными солнечных лучей.
Главное же неудобство их заключалось в том, что они были смежными.


[стр.,124]

Раскрыв неудовлетворительные условия содержания девушек в этом учебном заведении, педагог предлагает отказаться от тех несчастных подаяний, которыми кормит «Общество восстановления христианства на Кавказе» «наших дочерей и сестер».
Он призывает, передовую
общественность самой найти средства и открыть,в Осетии среднее женское учебное заведение.
«Мы можем, мы должны это сделать», —пишет он.
«Пусть же помнит всякий; что для нас одним из самых насущных дел является: открытие в Осетии среднего женского общеобразовательного учебного заведения...
Нельзя так упускать из виду женское образование, разг мы стремимся вывести свойнарод на путь культурной жизни»
[20, 81; 82].' Таким образом, можно сделать вывод что Дзасохов■выступал в своих статьях против духовных школ, «где-только калечили детей» и ратовал за светскую школу, требуя? преобразования Владикавказского приюта? в светское учебное заведение.
В своих публикациях он поднимал вопрос и об
увеличении? количества; женских школ на Кавказе, придавая* этому первостепенное значение.
Выступления Дзасохова и других видных педагогов по женской? проблематике имели широкий общественный резонанс.
Они сыграли;свою роль в создании той атмосферы, в которой созревало общественной самосознание осетинских женщин;.
Впервые наравне: с мужчинами они заявили о своих правах в 1905 году.
4 декабря состоялся? первый организованный?женский»митинг.
Г.И.Дзасохов был одним из устроителей* этого женского митинга, явившегося для того времени событием?огромного значения [20,83].
В своей практической деятельности Г.Дзасохов всячески содействовал улучшению положения женщины, ее приобщению; к культурной и общественной деятельности.
Не только в Осетии, но и в других городах, где: он: преподавал в Азове, Ростове, Харькове? — он всегда активно способствовал образованию женщин;

[Back]