Проверяемый текст
Алагова, Лариса Черменовна. Педагогические и социокультурные факторы развития женского образования в Осетии : Конец XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2004)
[стр. 136]

увеличении количества женских школ на Кавказе, придавая этому первостепенное значение.
Выступления Дзасохова и других видных педагогов по женской проблематике имели широкий общественный резонанс.
Они сыграли
свою роль в создании той атмосферы, в которой созревало общественной самосознание осетинских женщин.
Впервые наравне с мужчинами они заявили о своих правах в 1905 году.
4 декабря состоялся первый организованный
женский митинг.
Г.И.
Дзасохов был одним из устроителей этого женского митинга, явившегося для того времени событием
огромного значения.
21624.
В своей практической деятельности Г.
Дзасохов всячески содействовал улучшению положения женщины, ее приобщению к культурной и общественной деятельности.
Не только в Осетии, но и в других городах, где он преподавал в Азове, Ростове, Харькове — он всегда активно способствовал образованию женщин.

Так, в Азове Григорий Иванович разносторонне развивал своих воспитанниц, за что они его очень уважали и любили.
Этот период своей жизни Дзасохов описал в «Дневнике педагога».
«Требования мои к ним (т.е.
воспитанницам Азовской женской гимназии) были вполне серьезны, вспоминал Дзасохов.
—Сам же я им читал лучшие критические статьи.
Живо проходили и литературные беседы по праздникам.
Мои девицы на этих собеседованиях очень расходились, отстаивая свои взгляды...
Я шел на занятия к ним с удовольствием».

Далее педагог пишет о прочитанных им публичных лекциях, сборы от которых он отдавал в фонд нуждающимся ученицам, дабы помочь им не только окончить гимназию, но и продолжить учебу дальше.
Об этом свидетельствует, например, его «Письмо в редакцию», опубликованное в
2,6 Там же.
С.
83 217Блейх Н.О.
Хатаев Е.Е.
С.
81-82.
[стр. 124]

Раскрыв неудовлетворительные условия содержания девушек в этом учебном заведении, педагог предлагает отказаться от тех несчастных подаяний, которыми кормит «Общество восстановления христианства на Кавказе» «наших дочерей и сестер».
Он призывает, передовую • общественность самой найти средства и открыть,в Осетии среднее женское учебное заведение.
«Мы можем, мы должны это сделать», —пишет он.
«Пусть же помнит всякий; что для нас одним из самых насущных дел является: открытие в Осетии среднего женского общеобразовательного учебного заведения...
Нельзя так упускать из виду женское образование, разг мы стремимся вывести свойнарод на путь культурной жизни» [20, 81; 82].' Таким образом, можно сделать вывод что Дзасохов■выступал в своих статьях против духовных школ, «где-только калечили детей» и ратовал за светскую школу, требуя? преобразования Владикавказского приюта? в светское учебное заведение.
В своих публикациях он поднимал вопрос и об увеличении? количества; женских школ на Кавказе, придавая* этому первостепенное значение.
Выступления Дзасохова и других видных педагогов по женской? проблематике имели широкий общественный резонанс.
Они сыграли;свою
роль в создании той атмосферы, в которой созревало общественной самосознание осетинских женщин;.
Впервые наравне: с мужчинами они заявили о своих правах в 1905 году.
4 декабря состоялся? первый организованный?женский»митинг.

Г.И.Дзасохов был одним из устроителей* этого женского митинга, явившегося для того времени событием?огромного
значения [20,83].
В своей практической деятельности Г.Дзасохов всячески содействовал улучшению положения женщины, ее приобщению; к культурной и общественной деятельности.
Не только в Осетии, но и в других городах, где: он: преподавал в Азове, Ростове, Харькове? — он всегда активно способствовал образованию женщин;


[стр.,125]

Так, в Азове Григорий Иванович разносторонне развивал своих воспитанниц, за что они его очень уважали и любили.
Этот период своей жизни Дзасохов описал в «Дневнике педагога».
«Требования мои к ним (т.е.
воспитанницам Азовской женской гимназии) были вполне серьезны, вспоминал Дзасохов.
—Сам же я им читал лучшие критические статьи.
Живо проходили и литературные беседы по праздникам.
Мои девицы на этих собеседованиях очень расходились, отстаивая свои взгляды...
Я шел на занятия к ним с удовольствием»
[20, 85]i Далее педагог пишет о прочитанных им публичных лекциях, сборы от которых он отдавал в фонд нуждающимся ученицам, дабы помочь им не только окончить гимназию, но и продолжить учебу дальше.
Об этом свидетельствует, например, его «Письмо в редакцию», опубликованное в
газете «Приазовье» от 23 мая 1910 года.
В этом письме он с недоумением спрашивал, почему выручка от его очередной лекции, предназначавшаяся' для нуждающихся учениц, израсходована не по назначению.
Таким образом; понимая величайшее значение женщины в семье, заключающееся<в воспитании подрастающего поколения; Дзасохов особое внимание уделял вопросам постановки женского образования в■Кавказском крае.
Григорий Иванович писал о необходимости создания специальной гимназии для горянок Кавказского региона, одновременно ставя■вопрос и об открытии5для них высшего учебного заведения.
Подчеркивая остроту и неотложность решения проблемы, он писал: «Какой прогресс возможен в; обществе, где женщиназабита и не пользуется правами человека?!» [20, 85].
В 1905 году Дзасохов оптимистически утверждал: «Я верю в богатую высокими дарованиями натуру женщины и думаю, что она при возможности развития удивит нас своим высоким полетом мысли и чувства».
Гало Баев, еще один* выдающийся* представитель осетинской интеллигенции, также был озабочен?состоянием женского образования.
От считал, что народ не может считаться приобщенным к общечеловеческой культуре, пока женщина остается необразованной.
В своем обращении к Его

[Back]