Проверяемый текст
Алагова, Лариса Черменовна. Педагогические и социокультурные факторы развития женского образования в Осетии : Конец XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2004)
[стр. 138]

138 детей; из них и выходили первые учительницы грамоты в глухих ущельях гор.
Ныне «Приют» решено преобразовать и опять очень неудачно: науки предположено еще меньше, зато окончившие курс получают звание домашней учительницы.
Приют и раньше преграждал девушкам путь к дальнейшему образованию, а теперь и вовсе.
Просим ваше императорское высочество, дабы «Приют был преобразован в осетинскую женскую гимназию, с широким профессиональным образованием, соответствующим быту осетин.
Такому учебному заведению народ наш готов прийти на помощь средствами, которые окажутся ему под силу.
Если же это окажется невозможным, просим преобразовать его в женскую прогимназию с таким же профессиональным образованием, дабы дети бедных родителей приносили в свои дома практические знания и домовитость, а желающие продолжать свое
ОIО образование могли бы переходить в среднее учебное заведение».Щ Совершенно очевидно, что позиции Г.Баева по этому вопросу разделяла вся передовая осетинская интеллигенция.
Самым большим препятствием к женскому образованию Г.Баев считал бедность людей.
Действительно, в женской гимназии осетинок было немного, и все они были из семей мелких чиновников и офицеров, которые не могли за свой счет дать высшее образование своим детям.
Г.
Баев ставил вопрос о том, чтобы среди осетинок были врачи, способные вытеснить из быта знахарок.
Он обращался
с просьбой о выделении стипендий для девушек, желающих получить высшее медицинское образование.
Большое внимание Г.
Баев уделял женскому профессиональному образованию.
В своей статье «Кадгаронская учебно-ткацкая и рукодельная мастерская» он рассказывал об опыте подобных учебных заведений в России, где в земских мастерских обучали корзиночному, кожевенному, столярному,
29Баев Г.
Проект докладной записки о свободном избрании уполномоченных от горского населения для непосредственного общения с высшей властью 18 апреля 1916 г.
Извлечены разделы «Женское образование», «Осетинка врач».
// Антология...
С.
173; Баев Г.
Владикавказская осетинская женская трехклассная школа имени ее Императорского Высочества кн.
Ольги Федоровны // Казбек, 1899.
№ 556.
220Там же, С.
174
[стр. 126]

Императорскому Высочеству он писал о том, что осетины осознают необходимость женского образования, имеют несколько школ в селениях, а также «Приют» во Владикавказе.
При этом он считал, что «это учебное заведение, в свое время сыгравшее некоторую роль в просвещении осетинок, отжило свой век; и не удовлетворяет современным требованиям жизни».
Анализируяработу школы, он писал: «Своей полусхоластическирелигиозной, полусветской программой и монашеским; режимом она не соответствовала духу осетинского народа и выпускала из своих стен после шестилетней обработки дев, изможденных физически и убогих духовно; но за неимением другой возможности, беднота все же отдавала туда своих детей; из них и выходили первые учительницы грамоты-в глухих ущельях гор: Ныне «Приют» решено преобразовать и опять очень неудачно: науки предположено еще меньше, зато окончившие курс получают звание домашней учительницы.
Приют и раньше преграждал девушкам путь к дальнейшему образованию; а теперь и вовсе.
Просим; ваше императорское высочество, дабы «Приют был преобразован; в осетинскую женскую гимназию, с широким профессиональным образованием, соответствующим быту осетин.
Такому учебному заведению народ наш готов прийти на помощь средствами, которые окажутся ему под силу.
Если же это окажется; невозможным, просим преобразовать его в женскую прогимназию с таким же профессиональным образованием, дабы дети бедных родителей приносили в свои дома практические знания и домовитость, а желающие продолжать свое
образование могли бы переходить в среднее учебное заведение» [7,173].
Совершенно очевидно, что позиции; Г.Баева по этому вопросу разделяла всяпередовая осетинская интеллигенция.
Самым; большим препятствиемк женскому образованию Г.Баев считал бедность людей.
Действительно, в женской гимназии осетинок было немного, и все они были из семей мелких чиновников и офицеров, которые не могли за свой счет дать высшее образование своим детям.
Г.Баев.ставил вопрос о том, чтобы среди осетинок были врачи, способные вытеснить из быта знахарок.
Он обращался


[стр.,127]

с просьбой о выделении стипендий? для девушек, желающих получить высшее медицинское образование [51].
Большое внимание Г.Баев уделял женскому профессиональному образованию.
В своей статье «Кадгаронская учебно-ткацкая и рукодельная мастерская» онрассказывал об опыте подобных учебных заведений в России^ где в земских мастерских обучали корзиночному, кожевенному, столярному,
гончарному, ткацкому и другим видам; производства.
Во всей; Терской области Кадгаронская*мастерская была единственной, к тому же она имела большой успех наотчетной выставке в Петербурге.
Подобные школы; были направлены на подготовку учительницдля ткацких мастерских при женских школах.
В них принимали девушек с 13 лет, окончивших одноклассные школы: Курс обучения был рассчитан»на■;2 года.л Г.Баев подверг тщательному анализу программу учебной мастерской, которая•предполагала изучение теории ткацкого дела, знакомство учениц с устройством станка, со*структурой ткани, с составлением узоров, с видами переплетения тканей, с техникой обработки шерсти, шелка.
Программа также предусматривала освоение техники вязания на; спицах, вязания кружев, скатертей и наволочек крючком, шитья на машинке и вручную, вышивания крестом? на канве шерстью, гарусом и шелком, вышивания серебром и: золотом, плетения, скручивания и окрашивания шелка.
Г.Баев.
считал, что такая подготовка могла помочь людям удовлетворить личные потребности в хорошей одежде.
В этом он видел главнуюзначимость профессионального женского образования и называл это «великим делом».
Чтокасается сбыта продукции, получения серьезных денежных доходов, он был настроен! скептически, считая, что реальные жизненные обстоятельства вовсе не способствовали широкому развитию кустарных промыслов.
Баев всячески?одобрял Кадгаронское сельское общество, его стремление материально и морально поддержать учебно-ткацкую мастерскую.
Он писал, что «...
передовым членамtэтого общества? делают

[Back]