Проверяемый текст
Алагова, Лариса Черменовна. Педагогические и социокультурные факторы развития женского образования в Осетии : Конец XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2004)
[стр. 142]

/ Просветители, публицисты, поднимая в своих работах актуальные проблемы женского образования, стремились провести модернизирующие преобразования женской школы.
Все они отмечали, что программы
церковно-приходских школ не соответствуют духу времени.
Пореформенная модернизация многих сфер жизнедеятельности требовала качественно другого, нового, светского образования.
Эта мысль просветителей нашла благодатную почву в
Осетии в среде учителей, которые в 1905 году подали Владикавказскому епископу петицию о преобразовании церковноприходских школ.
Эта петиция содержала следующие требования: переименовать все церковно-приходские школы в народные, сократить программу по
Закону Божьему, исключить из программы старославянский язык, ввести родной язык, а также курс естественной истории и сельского хозяйства.
В этом же документе предлагалось пересмотреть программы по русскому языку, истории, арифметике, геометрии, черчению, физике и географии; ввести в женские школы рукоделие и домоводство, уровнять учительниц в правах с учителями, освободить их от преподавания Закона Божьего.

224 Эти проблемы были вынесены и на обсуждение 1 Всеосетинского учительского съезда в 1917 г.
В частности было принято решение, как и предлагали осетинские просветители, преобразовать Владикавказскую женскую школу в учебное заведение с общеобразовательными классами (6 классов) и двумя специальными педагогическим и сельскохозяйственным, или же в учительскую семинарию, на усмотрение специально созданной комиссии.
Съезд призвал «все умственные силы Осетии», особенно
225 учительство к борьбе за равноправие женщин.
224Петиция учителей школ Северной Осетии, поданная Владикавказскому епископу о преобразовании церковно-приходских школ // Антология...
С.
365 —366.
225 Протокол заседания Всеосетинского учительского съезда, проходившего во Владикавказе 10-16 июля 1917 года//Антология...
С.
381, 388.
142
[стр. 129]

гаремные затворницы Турции и Персии, над которыми властвовал мужчина, что они всегда пользовались уважением в обществе.
Амбалов считал, что горская женщина многим одарена от природы, но ей не хватает образования.
«И в настоящее время у нас очень часто женщины исполняют обязанности костоправов, лечат народ, собирают травы, и на фоне того уровня культурного развития^ в котором пребывает туземное население Кавказа, женщина играет весьма заметную и почтенную роль.
Если хотите знать, — Ф продолжал Амбалов, — положение горской: туземной женщины в общественном отношении: гораздо почетнее положения европейской женщины.
Например, если женщина: проходит по улице мимо сидящих мужчин, то последние из уважения к ней встают и приветствуют ее» [105].
Эти традиционные гендерные нормы он расценивал как основание надеяться, что идея создания общества мусульманских женщин будет поддержана не только женщинами, но и мужчинами, что просвещенная мусульманка сумеет достойно проявить себя не только в деле воспитания молодого поколения; но; и в борьбеза общечеловеческие идеалы.
Другой известный осетинский общественный деятель Симон Такоев тоже писал о горянках как о «существах, богато одаренных духовными качествами» и призывал к созданию необходимых условий для их социального и культурного роста.
Поддерживаяинициативу создания.
общества мусульманских женщин, он подчеркивал, что женский вопрос не может быть-решен независимо от других социальных проблем.
Реально оценивая;социо-культурную ситуацию в;регионе на рубеже 19 —20 веков, С.А.Такоев признавал, что мусульманское женское движение столкнется с серьезными препятствиями, потому что «косность сохранилась даже у многих представителей; горской интеллигенции, интеллигентные, горцы; также не чужды отсталого взгляда на женщину» [105].
Просветители, публицисты, поднимая в своих работах актуальные проблемы женского образования, стремились провести модернизирующие преобразования женской школы.
Все они отмечали, что программы’


[стр.,130]

церковно-приходских школ не соответствуют духу времени.
Пореформенная модернизация многих сфер жизнедеятельности требовала качественно другого, нового, светского образования.
Эта мысль, просветителей нашла благодатную почву в;Осетии;в-среде
учителей, которые в 1905 году подали; Владикавказскому епископу петицию о преобразовании церковноприходских школ.
Эта.
петиция содержала следующие требования: переименовать все церковно-приходские школы в народные, сократить программу по•Закону
Божьему, исключить из программы старославянский язык, ввести родной язык, а также курс естественной истории и сельского хозяйства.
В этом же документе предлагалось пересмотреть программы по русскому языку, истории, арифметике, геометрии, черчению; физике и географии; ввести в женские школы рукоделие и домоводство, уровнять учительниц в правах с учителями, освободить их от преподавания Закона Божьего
[7, 365; 366].
Эти; проблемы были: вынесены и на обсуждение 1 Всеосетинского учительского съезда в 1917 г.
В частности было принято решение, как и предлагали: осетинские просветители, преобразовать Владикавказскую женскую школу в учебное заведение с общеобразовательными классами (6 классов) и двумя специальными —педагогическим и сельскохозяйственным, или же в учительскую семинарию, на усмотрение специально созданной комиссии.
Съезд призвал «все умственные силы Осетии», особенно
учительство к борьбе за равноправие женщин [7,381; 388].
Таким образом, лучшие представители общественно-политической мысли в!Осетии К.Хетагуров, А.Гассиев, Г.Дзасохов; Х.Уруймагов и другие оказали большое культурное, нравственно-психологическое влияние на: осетинское общество.
Население и горных и равнинных селений;осознало необходимость женского образования, стало оказывать содействие в открытии женских школ.
В своих публикациях они призывали к расширению женского образования с использованием современных достижений педагогики;

[Back]