Проверяемый текст
Алагова, Лариса Черменовна. Педагогические и социокультурные факторы развития женского образования в Осетии : Конец XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2004)
[стр. 143]

/ Таким образом, лучшие представители общественно-политической мысли в Осетии К.
Хетагуров, А.
Гассиев, Г.
Дзасохов, X.
Уруймагов и другие оказали большое культурное, нравственно-психологическое влияние на осетинское общество.
Население и горных и равнинных селений
осознало необходимость женского образования, стало оказывать содействие в открытии женских школ.
В своих публикациях они призывали к расширению женского образования с использованием современных достижений педагогики,
убеждали людей в том, что успех развития женской школы зависит от способности людей преодолеть изживающие себя патриархальные устои — деспотизм отцов, забитость матерей, беспрекословное подчинение младших старшим и т.д.
Значение деятельности представителей осетинской общественнополитической мысли заключается как в теоретических разработках, посвященных женскому образованию, так и в практической работе.
Они принимали личное участие в развитии просвещения: переводили на осетинский
язык книги, открывали школы, преподавали в них, знакомили людей с русской и европейской культурой.
Большую практическую работу вели и адыгские просветители.
Ш.
Ногмов написал «Начальные правила кабардинской грамматики».
Это дело продолжил Кази Атажукин, издавший кабардинскую азбуку».
При его непосредственном участии были открыты три сельские школы, но существовали они недолго.
Адыгские просветители испытывали сильное влияние исламской идеологии, что препятствовало развитию европейских принципов просветительства.
Как указывает М.
Саблиров, «просветительское движение в Кабарде растянулось почти на сто лет,...
оно прошло через томительный путь борьбы и исканий», поэтому в Кабарде и Балкарии до 90-ых годов XIX века не существовало ни одной сельской школы.22 В 70-е годах в Кабарде существовали Нальчикская окружная горская школа, а также 226Саблиров М.
Культура народов Кабарды и Балкарии в конце XIX начале XX вв.
Нальчик,2001.
С.
68 143
[стр. 130]

церковно-приходских школ не соответствуют духу времени.
Пореформенная модернизация многих сфер жизнедеятельности требовала качественно другого, нового, светского образования.
Эта мысль, просветителей нашла благодатную почву в;Осетии;в-среде учителей, которые в 1905 году подали; Владикавказскому епископу петицию о преобразовании церковноприходских школ.
Эта.
петиция содержала следующие требования: переименовать все церковно-приходские школы в народные, сократить программу по•Закону Божьему, исключить из программы старославянский язык, ввести родной язык, а также курс естественной истории и сельского хозяйства.
В этом же документе предлагалось пересмотреть программы по русскому языку, истории, арифметике, геометрии, черчению; физике и географии; ввести в женские школы рукоделие и домоводство, уровнять учительниц в правах с учителями, освободить их от преподавания Закона Божьего [7, 365; 366].
Эти; проблемы были: вынесены и на обсуждение 1 Всеосетинского учительского съезда в 1917 г.
В частности было принято решение, как и предлагали: осетинские просветители, преобразовать Владикавказскую женскую школу в учебное заведение с общеобразовательными классами (6 классов) и двумя специальными —педагогическим и сельскохозяйственным, или же в учительскую семинарию, на усмотрение специально созданной комиссии.
Съезд призвал «все умственные силы Осетии», особенно учительство к борьбе за равноправие женщин [7,381; 388].
Таким образом, лучшие представители общественно-политической мысли в!Осетии
К.Хетагуров, А.Гассиев, Г.Дзасохов; Х.Уруймагов и другие оказали большое культурное, нравственно-психологическое влияние на: осетинское общество.
Население и горных и равнинных селений;осознало
необходимость женского образования, стало оказывать содействие в открытии женских школ.
В своих публикациях они призывали к расширению женского образования с использованием современных достижений педагогики;


[стр.,131]

убеждали людей в том, что успех развития женской•школы зависит от способностизлюдей*преодолеть изживающие.себя патриархальные устои — деспотизм отцов, забитость матерей,' беспрекословное;подчинение младших старшим и т.д.
Значение деятельности представителей осетинскойобщественнополитической} мысли заключается как в теоретических разработках, посвященных женскому образованию, так и в практической работе.
Они принимали личное участие в развитии просвещения:; переводили; на осетинский’язык
книги,, открывали; школы, преподавали; в них, знакомили людей с русской и европейской культурой.
Под влиянием; российского; опыта; школьного; строительства и; российской; общественно-политической* мысли они; повели; борьбу за светскую школу, убеждая учителей•.и население в преимуществах светского образования; как более современного и соответствующего требованиям общественно-культурного развития буржуазного общества.
3.2.
Женские светские учебные заведения Важным событием в Северной Осетии стала, организация светских школ системы; министерства, народного просвещения; «Народные школы» первое время создавались в.
магометанских селах, где не было* церковноприходских ппсол.
К 1910 году было открыто 15 одноклассных и 8 двухклассных народных школ.
Министерские школы пользовались большей популярностью.
Сельские общества* стали; ставить вопрос об открытии народных училищ, составляя соответствующие общественные приговоры.
К тому же: дирекция; отпускала на строительство школьных зданий гораздо более значительные суммы, чем епархиальное ведомство.
Считалось также, что светские школы располагали лучшими учительскими кадрами и давали болеег, .
прочные знания по общеобразовательным предметам.
Наметилась тенденция к переходу •*.ts

[Back]