Проверяемый текст
Алагова, Лариса Черменовна. Педагогические и социокультурные факторы развития женского образования в Осетии : Конец XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2004)
[стр. 160]

160 интеллигенции Осетии, активно ратовавшей за развитие в Осетии светской школы.
На февраль 1917 года Дирекция народных училищ финансировала свои школы в 35 осетинских селениях, причем в 23 из них было по одной школе, в 11 две школы, а в одном 3 школы; всего было 48 министерских училищ, одноклассных и двухклассных.

Кроме этого во многих селениях по инициативе
учителей основывали воскресные или вечерние курсы для лиц, умевших читать и писать.
В них велись публичные беседы «о разных серьезных и полезных для народа
Л / Л предметах».
В 1898 году таких школ грамоты было 18.
В 1917 году состоялся I Всеосетинский
учительский съезд, который оказал значительное влияние на развитие светской школы.
В программу съезда входило обсуждение следующих вопросов: определение предметов, содержания, объема, методов обучения и преподавания в начальной осетинской школе, определение оптимального типа низшей осетинской школы: программы, методики обучения и преподавания, системы подготовки
кадров.
Особое внимание уделялось содержанию курса по осетиноведению, который предполагал изучение осетинского языка, письменности и словесности, истории осетинского народа, географии, этнографии, археологии и обычного права Осетии.
Был признан необходимым критический обзор учебников, книг для чтения на осетинском и русском языках: букварей, словарей, грамматики, беллетристики, наглядных пособий.
Актуальной проблемой было и установление единообразной графики и орфографии.
Впервые были обозначены и вопросы дошкольного и послешкольного образования и воспитания, связанные с детскими садами, площадками, «часами рассказывания», библиотеками, курсами для взрослых,
261 Тотоев М.
С.
Указ соч.
262История Северо-Осетинской АССР.
М, 1959.
С.
246.
[стр. 144]

значится 61 ученица из 159 обучающихся, в Христиановском —84 из 268.
В мусульманских школах эти показатели гораздо скромнее: в Заманкуле из 126 обучающихся было только 7 девочек, в Нарском из 77 —7, в Зильги из 103 — 1, в Тулатовском из 153 —2 [69,284].
На 1 января 1914 года в ведении Дирекции народных училищ было 35 учебных заведений, из них 25 одноклассных училищ и 10 двухклассных.
Совершенно очевидно, что число училищ, подведомственных Дирекции народных училищ,' значительно возросло.
В 1913-году на средства местных сельских обществ содержалось 23'училища, из них два были двухклассными.
Общалось в них 2514 человек, из них 472 девочки [69, 284; 285].
Во время первой мировой войны, когда часть учителей была призвана в действующую армию и тыловые части, вместо них в светских школах стали преподавать священники.
В 1913 году их было 39 человек, в 1914 году —50' человек.
Это обстоятельствоьвызывало большое беспокойство у передовой; интеллигенции Осетии, активно ратовавшей.за развитие в Осетии;светской* школы.
На февраль 1917 года Дирекция народных училищ финансировала свои школы в 35 осетинских селениях, причем в 23 из них было по одной школе, в 11 —две школы, а в одном —3 школы; всего было 48 министерских училищ, одноклассных и двухклассных
[47, 246].
Кроме этого во многих селениях по инициативе;учителей-основывали
воскресные или вечерние курсы для лиц,1умевших читать и писать.
В них велись публичные: беседы; «о разных серьезных и полезных для народа
предметах».
В 1898 году таких школ грамоты было 18 [30,39].
В 1917 году состоялся I Всеосетинский;учительский;
съезд, который оказав значительное; влияние на развитие;светской школы.
В программу съезда входило обсуждение следующих вопросов: определение; предметов, содержания, объема, методов обученияи преподавания; в начальной осетинской школе, определение оптимального типа низшей осетинской школы: программы; методики обучения и преподавания, системы подготовки


[стр.,145]

кадров.
Особое:внимание уделялось содержанию курса,по осетиноведению, который предполагал изучение осетинского языка, письменности и словесности, истории осетинского народа, географии, этнографии, археологии и обычного права Осетии; Был, признан; необходимым; критический обзор учебников, книг для чтения на осетинском и русском* языках: букварей, словарей, грамматики, беллетристики, наглядных пособий; Актуальной проблемой; было и установление; единообразной графики; и орфографии.
Впервые были обозначены и вопросы дошкольного и послешкольного образования и воспитания, связанные с детскими садами, площадками, «часами рассказывания», библиотеками, курсами; для взрослых,
литературными чтениями; лекциями, народными домами, читальнями, театром и экскурсиями.
Обсуждалось также и открытие новых низших, средних школ и; высшего учебного заведения; по кавказоведению, где бы функционировала кафедра осетиноведения.
В курс начальной* осетинской школы, кроме родного языка, было предложено включить природоведение, арифметику, геометрию, русский: язык, историю, географию, рисование, законоведение.
Съезд единогласно постановил, что русский язык, как государственный; имеет большое значение для Осетии, поэтому в осетинской народной;школе ему следовало отвести подобающее мести.
Изучение русского языка предполагалось начинать с первого полугодия первого года обучения.
На съезде было также предложено дополнить перечень, предметов; пением, рукоделием и гимнастикой как образовательными предметами.
Законоведение было введено в качестве необязательного предмета ввиду его сложности и неопределенности содержания; В курс начальной; школы; было; введено обществоведение (несколько уроков) [7,372]; В резолюции съезда было указано, что «осетинская школа стремится к созданию свободной, личности; ребенка, к полному гармоническому, духовному и физическому развитию ребенка так, чтобы питомец школы был 144 144

[Back]