34 Социальный статус женщины напрямую зависел от типа семьи, ее структуры. В научной литературе до сих пор не утихают споры о механизмах существования семейной организации в традиционных обществах Северного Кавказа. Можно с уверенностью говорить о двух основных видах —малой и большой патриархальной, называемой в разных источниках «большая семья», «семейная община», «патриархальная семья», «традиционная семья», «большесемейная община», «домовая община» и др. Эти термины используются как для характеристики архаичной семьи эпохи древности, так и для многочисленной семьи в новое время. Некоторые авторы вычленяют несколько этапов в эволюции большой семьи: 1) совместное проживание и сочетание общей собственности семейной общины и обособленной собственности слагающих ее семейных очагов; 2) раздельное проживание и собственность с сохранением не С") хозяйственной, а лишь идеологической общности “. М.М. Ковалевский, один из первых исследователей Кавказа, писал: «Осетинский двор в разных местностях Осетии представляет собой группу лиц в 20, 40, 60 и даже 100 человек, или около того. Лица эти имеют во главе себя обыкновенно старшего по возрасту... Лицо, стоящее во главе двора, считается его представителем во всех сношениях с семейной общиной, с ее соседями и властями» . А.Х. Магометов отмечал, что проанализированные им семьи были по структуре «братскими». Они большей частью состояли из трех поколений, из 6 -10 брачных пар с родителями и детьми, зачастую включали и других родственников по мужской линии. Численность их достигала от 20 до 40 и более человек . 52 Например: Ольдерочче Д.А. Иерархия родовых структур и типы большесемейных домашних общин, //Социальная организация народов Азии и Африки. М., 1975. С. 15 53 Ковалевский М.О. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историкосравнительном освещении. М., 1886 . Т.1. С. 100 54 Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин ( XVIIIXIX вв.). Орджоникидзе, 1974. С. 126-127 |
Эти термины используются как для*характеристики архаичной семьи эпохи древности, так и для многочисленной семьи в новое время. Из многочисленных, попыток разобраться! в проблеме семейной5 организации заслуживает внимание типология Д А. Ольдерогге, в которой выделяется 4 типа в эволюции большой семьи. Они различаются степеньюлокального единства и хозяйственно-бытовой интеграции: 1) совместное: проживание и общая собственность, всей: семейной: * общины; 2) совместное проживание и сочетание общей собственности семейной общины и обособленной собственности слагающих ее семейных очагов; 3) совместное проживание и сочетание обособленной собственности с остатками общей; 4) раздельное: проживание и собственность, с сохранением: не хозяйственной, а лишь идеологической общности [75, 15]. В эту топологию! Я:С.Смирнова? вносит вполне обоснованное уточнение: первые два типа действительно характеризуют формы большой семьи, два последних—формы слагавшейся или сложившейся малой семьи, а в четвертом типе:семьи идеологическая общность включает и сохранение определенной: власти главы разделившейся: семьи: над новообразованными* [101, 177]. Основываясь на приведенной: типологии, многие авторы соглашаются с существованием: переходного варианта, так; называемой «неразделенной семьи». Семья —структурная единица общества, она*реагирует на крупные социально-экономические перемены, адаптация к которым порождает, новые модели семейной организации. В этнографической* литературе высказано мнение, что* у осетин: «неразделенная» семья была качественно новым явлением, отличающимся от большой: классической: семьи: не только численностью, но и. структурой, экономической; основой^ и; другими характеристиками [55, 35-39].’ Оно бытовало в форме «братской» семьи и усложненной нуклеарной; 41 Зародившись в рамках родового строя, классическая большая семьяпродолжала свою жизнедеятельность и, в условиях средневековья, а пережиточно и в новое время. «Семейная община, —писал М.О.Косвен, — оказывается консервативной общественной формой, которая иногда надолго, иногда в условиях даже развитого классового строя сохраняет и воплощает в себе пережиточные первобытнообщинные начала» [60, 70]1 По М.О.Косвену, семейная община представляла? собой группу, состоящую из трех-четырех-пяти, а иногда и более поколений?ближайших родственников, а ее хозяйственной' основой было совместное владение землей, орудиями! производства, домашним скотоми другим имуществом; совместное производство и потребление [60, 70]. М.М.Ковалевский, обстоятельно занимавшийся, исследованием древних общественных форм? у осетин, отмечал, что «осетинский двор' в разных местностях Осетии представляет собой группу лиц в 20,40, 60 и даже 100 человек, или около того. Лица; эти: имеют во главе себя обыкновенно старшего? по возрасту... Лицо, стоящее во главе двора; считается? его представителем во всех сношениях с семейной общиной, с ее соседями и властями» [58, 100]. Осетинская «большая» семья<имела братскую>структуру, т.е. состояла из брачных пар/ нескольких братьев. Об этом писали? М.Ковалевский, П.С.Уварова. и; другие исследователи и? бытописатели, основываясь на личных наблюдениях [58, 100; 120, 16]. А.Х.Магометов обнаружил такие семьи в архивных документах, относящихся к 80-м? годам XIX века. Он отмечал, что? изученные им семьи/ были? по структуре «братскими». Они? большей? частью состояли* из трех поколений; из 6-10 брачных пар/ с; родителями? и детьми; зачастую включали и других родственников по мужской линии. Численность,их достигала от 20 до 40 и более человек [64, 162-167]. Длительное бытование «большой» семьи у осетин было обусловлено рядом причин, прежде всего низким уровнем развития производительных |