Проверяемый текст
Алагова, Лариса Черменовна. Педагогические и социокультурные факторы развития женского образования в Осетии : Конец XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2004)
[стр. 34]

34 Социальный статус женщины напрямую зависел от типа семьи, ее структуры.
В научной литературе до сих пор не утихают споры о механизмах существования семейной организации в традиционных обществах Северного Кавказа.
Можно с уверенностью говорить о двух основных видах —малой и большой патриархальной, называемой в разных источниках «большая семья», «семейная община», «патриархальная семья», «традиционная семья», «большесемейная община», «домовая община» и др.
Эти термины используются как для характеристики архаичной семьи эпохи древности, так и для многочисленной семьи в новое время.

Некоторые авторы вычленяют несколько этапов в эволюции большой семьи: 1) совместное проживание и сочетание общей собственности семейной общины и обособленной собственности слагающих ее семейных очагов; 2) раздельное проживание и собственность с сохранением не С") хозяйственной, а лишь идеологической общности “.
М.М.
Ковалевский, один из первых исследователей Кавказа, писал: «Осетинский двор в разных местностях Осетии представляет собой группу лиц в 20, 40, 60 и даже 100 человек, или около того.
Лица эти имеют во главе себя обыкновенно старшего по возрасту...
Лицо, стоящее во главе двора, считается его представителем во всех сношениях с семейной общиной, с ее соседями и властями» .

А.Х.
Магометов отмечал, что проанализированные им семьи были по структуре «братскими».
Они большей частью состояли из трех поколений, из 6 -10 брачных пар с родителями и детьми, зачастую включали и других родственников по мужской линии.
Численность их достигала от 20 до 40 и более человек .

52 Например: Ольдерочче Д.А.
Иерархия родовых структур и типы большесемейных домашних общин, //Социальная организация народов Азии и Африки.
М., 1975.
С.
15 53 Ковалевский М.О.
Современный обычай и древний закон.
Обычное право осетин в историкосравнительном освещении.
М., 1886 .
Т.1.
С.
100 54 Магометов А.Х.
Общественный строй и быт осетин ( XVIIIXIX вв.).
Орджоникидзе, 1974.
С.
126-127
[стр. 42]

Эти термины используются как для*характеристики архаичной семьи эпохи древности, так и для многочисленной семьи в новое время.
Из многочисленных, попыток разобраться! в проблеме семейной5 организации заслуживает внимание типология Д А.
Ольдерогге, в которой выделяется 4 типа в эволюции большой семьи.
Они различаются степеньюлокального единства и хозяйственно-бытовой интеграции: 1) совместное: проживание и общая собственность, всей: семейной: * общины; 2) совместное проживание и сочетание общей собственности семейной общины и обособленной собственности слагающих ее семейных очагов; 3) совместное проживание и сочетание обособленной собственности с остатками общей; 4) раздельное: проживание и собственность, с сохранением: не хозяйственной, а лишь идеологической общности [75, 15].
В эту топологию! Я:С.Смирнова? вносит вполне обоснованное уточнение: первые два типа действительно характеризуют формы большой семьи, два последних—формы слагавшейся или сложившейся малой семьи, а в четвертом типе:семьи идеологическая общность включает и сохранение определенной: власти главы разделившейся: семьи: над новообразованными* [101, 177].
Основываясь на приведенной: типологии, многие авторы соглашаются с существованием: переходного варианта, так; называемой «неразделенной семьи».
Семья —структурная единица общества, она*реагирует на крупные социально-экономические перемены, адаптация к которым порождает, новые модели семейной организации.
В этнографической* литературе высказано мнение, что* у осетин: «неразделенная» семья была качественно новым явлением, отличающимся от большой: классической: семьи: не только численностью, но и.
структурой, экономической; основой^ и; другими характеристиками [55, 35-39].’ Оно бытовало в форме «братской» семьи и усложненной нуклеарной; 41

[стр.,43]

Зародившись в рамках родового строя, классическая большая семьяпродолжала свою жизнедеятельность и, в условиях средневековья, а пережиточно и в новое время.
«Семейная община, —писал М.О.Косвен, — оказывается консервативной общественной формой, которая иногда надолго, иногда в условиях даже развитого классового строя сохраняет и воплощает в себе пережиточные первобытнообщинные начала» [60, 70]1 По М.О.Косвену, семейная община представляла? собой группу, состоящую из трех-четырех-пяти, а иногда и более поколений?ближайших родственников, а ее хозяйственной' основой было совместное владение землей, орудиями! производства, домашним скотоми другим имуществом; совместное производство и потребление [60, 70].
М.М.Ковалевский, обстоятельно занимавшийся, исследованием древних общественных форм? у осетин, отмечал, что «осетинский двор' в разных местностях Осетии представляет собой группу лиц в 20,40, 60 и даже 100 человек, или около того.
Лица; эти: имеют во главе себя обыкновенно старшего? по возрасту...
Лицо, стоящее во главе двора; считается? его представителем во всех сношениях с семейной общиной, с ее соседями и властями»
[58, 100].
Осетинская «большая» семья<имела братскую>структуру, т.е.
состояла из брачных пар/ нескольких братьев.
Об этом писали? М.Ковалевский, П.С.Уварова.
и; другие исследователи и? бытописатели, основываясь на личных наблюдениях [58, 100; 120, 16].
А.Х.Магометов обнаружил такие семьи в архивных документах, относящихся к 80-м? годам XIX века.
Он отмечал, что? изученные им семьи/ были? по структуре «братскими».
Они? большей? частью состояли* из трех поколений; из 6-10 брачных пар/ с; родителями? и детьми; зачастую включали и других родственников по мужской линии.
Численность,их достигала от 20 до 40 и более человек
[64, 162-167].
Длительное бытование «большой» семьи у осетин было обусловлено рядом причин, прежде всего низким уровнем развития производительных

[Back]