48 в правилах заключения брака, в имущественном и наследственном праве и Др. Неравноправное, ущемленное положение женщины в указанных позициях резко диссонируют с этикетными нормами, переполненными элементами ее «верховенства» в обществе. Особенности взаимодействия полов на общественном уровне, во время официозных событий наиболее стойко сохраняли архаические нормы, подтверждающие высокий социальный статус женщины. Высокий статус женщины в традиционном обществе зафиксирован и такими этикетными нормами как преподнесение теще коня или другого ценного подарка во время свадебного дарообмена. К тому же тексты свадебных песен, например, у осетин, кабардинцев, балкарцев, содержат обращения к матери (благодарность за воспитание дочери). Женщины не оставались безучастными к кровной мести. В процессе примирения кровников было обязательным снискание прощения женщин — ближайших родственниц убитого. Известно, что с этой целью виновный пытался попасть в дом жертвы и совершить ритуальное прикосновение к груди матери. Характерной чертой традиционного социума была тесная связь детей с семьей матери. Овдовевшая осетинка нередко возвращалась со своими детьми в родительский дом, а ее братья брали на себя все заботы о ней и детях. Высокая социальная роль женщины (и ее семьи) прослеживается и в других ситуациях. Выходя замуж, женщина сохраняла определенную независимость и связь со своей семьей. Замужняя женщина никогда не порывала с родным культом, с покровителями-духами отцовского рода. Если женщина болела, ее забирали в родительский дом, лечили, затем возвращали к мужу. Умершую женщину хоронили в родовом склепе отца, но не мужа. |
Все исследователи семьи и семейного быта осетин отмечали «двойственность» положения женщины. Рассмотрение, диспозиции социальных статусов мужчин и женщин в традиционном осетинском обществе: выявляет гендерную ассиметрию во всех сферах жизнедеятельности, особенно в обычном? праве —в правилах заключения брака, в имущественном и наследственном праве и др. Неравноправное, ущемленное положение женщиныв: указанных позициях резко диссонируют с этикетными нормами, переполненными: элементами ее «верховенства» в обществе. * ^ 4 Особенности взаимодействия полов на общественном уровне, во время официозных событий наиболее стойко сохраняли: архаические нормы,щ подтверждающие высокий социальный статус женщины. Во время общественных пиршеств к женщинам направляли группу мужчин с почетным бокалом «нуазан» и почетной долей «хай», что считалось знаком? особого почитания. Женщины участвовали и в таких воинских мужских ритуалах, как передача, «нуазан»: «...гости передают бокал донной-из девушек, дабы подчеркнуть более почетное положение женщины» [124, 146]. Высокий статус осетинки;в традиционном обществе зафиксирован и; такими: этикетными: нормами как преподнесение теще коня или другого ценного подарка во время: свадебного дарообмена. К тому же тексты свадебных песен содержат обращения к матери (благодарность за воспитание дочери, сочувствие по поводу ее ухода из дома) и не упоминают отца. Пережитки; гинекрократии зафиксированы вустных преданиях и Нартовском эпосе осетин, прежде всего в образе: Сатаны. По мнению В:И.Абаева «Шатана?—это не:только>переживание матриархата, но, если? хотите, апология его» [1, 167]. Она играет видную>роль в жизни Нартов, находит выход из самых затруднительных ситуаций, мужчины обращаются к ней за советом. Существенно, что за женщинами!Нартов бьшо закреплено* право влияния? на общественное мнение именно в сфере воинских нравственных установок: «грозные, бесстрашные нарты очень опасаются женского порицания» [124, 147]: Нартовские девушки выходили замуж по собственному желанию, что свидетельствует об их независимом положении; Женщины не оставались=безучастными к:кровной"мести. В процессе примирения кровников;было обязательным снискание прощения:женщин — ближайших родственниц убитого. Известно, что с этой целью виновный пытался-попасть в дом жертвы и совершить ритуальное' прикосновение к груди матери. Характерной чертой осетинского социума была тесная связь, детей с семьей матери. Овдовевшая' осетинка нередко возвращалась, со своими детьми в родительский дом, а ее братья брали на себя все заботы о ней и детях. Обычным явлением осетинской действительности было гостевание детей у родственников своей матери. Особые отношения существовали между братом матери и ее детьми. В доме своего дяди по матери племянники* имели большие права, в том числе и имущественные: могли претендовать на лошадь, скот, оружие и другие ценные вещи. Эти претензии были оправданы нормами обычного права Дядя;принимал самое активное участие в судьбе своих племянников —в выборе невесты, в;свадебнойгобрядности, в выплате калыма У него было преимущественное право на кровомщение за племянника Выдавая замуж дочерей сестры, он;получал дорогой подарок — коня или вола [64,127]. Высокая социальная роль<женщины (и ее семьи) прослеживается и в других ситуациях. Выходя замуж, осетинка, сохраняла; определенную^ независимость и связь:со своей-семьей. Родительский?дом оставался?для;нее надежным тылом, в;нем она рожала первого ребенка^ которого обеспечивали всем необходимым е родственники. Они же устраивали ритуальное пиршество в честь первенца Замужняя женщина никогда не порывала с родным культом, с покровителями-духами отцовского рода Если женщина болела, ее забирали в |