Проверяемый текст
Алагова, Лариса Черменовна. Педагогические и социокультурные факторы развития женского образования в Осетии : Конец XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2004)
[стр. 49]

г 49 Выходя замуж, женщина сохраняла свое родовое имя.
Родительский дом всегда был для женщины надежной опорой.
По свидетельству бытописателей «...оскорбить женщину считалось величайшим преступлением.
Ее трудовая жизнь в семье, стесненное положение в обществе, слабая природа дают ей, по обычаю, особые
права и преимущества, и личность ее неприкосновенна.
Если бы женщине вне дома понадобилась какая-то услуга, мужчина ей будет рыцарски покровительствовать» .

Русские исследователи, имевшие возможность сравнивать положение женщины у разных народов Северного Кавказа, отмечали особый статус осетинок.
Например, Дмитриев указывал: «Во всяком случае, осетинская женщина не так порабощена, как у других горцев, например, у лезгин, где женщина стоит на ступени вьючного скота...
Женщины у осетин поставлены лучше, чем у остальных горцев; они занимаются домашней работой и пользуются
уважением и почетом среди своих» .
Женщина могла предотвратить поединок, успокоить враждующих одним движением снятием платка с головы.
«До каких бы пределов не дошло опьянение пирующих мужчин, как бы сильно не было ожесточение ссорящихся, дерущихся и сражающихся,
одно появление женщины обуздывает буянов, останавливает и прекращает кровопролитие...
Женщина пользуется большим почетом, чем мужчина; если они вдвоем идут рядом, то женщина идет справа, если с нею двое мужчин, то она идет между ними» .

Былое высокое положение женщины в обществе как память о прошлом господстве матриархата удерживалось в социальном сознании, в менталитете народа.

Это зафиксировано и в адатах.
Вместе с тем многие исследователи отмечали подчиненное положение женщины в традиционной семье.
730сетия и осетины.
Владикавказ, 1994.
С.218 74Магометов А.Х.
Общественный строй и быт осетин ( XVIIIXIX вв.).
Орджоникидзе, 1974.
С.
126-127 15Хадикова А.Х.
Указ.соч.
[стр. 40]

родительский дом, лечили, затем возвращали к мужу.
Умершую женщину хоронили в родовом;склепе отца, но не мужа.
Выходя, замуж, женщина сохраняла свое родовое имя; Родительский дом всегда; был; для; женщины надежной опорой.
По свидетельству бытописателей «...оскорбить женщину считалось величайшим преступлением.
Ее трудовая жизнь в семье, стесненное положение в обществе, слабая природа дают ей, по обычаю,.особые;права;и
преимущества, и личность ее неприкосновенна.
Если бы женщине вне дома; понадобилась какая-то услуга, мужчина ей? будет рыцарски? покровительствовать»
[77, 218].
Один из первых бытописателей Инал Тхостов, характеризуя тагаурское общество,* указывал, что до принятия ислама? женщина: у тагаурцев пользовалась полной свободой; наравне:с мужчиной принимала участие во всех народных играх и праздниках [48].
Русские исследователи, имевшие, возможность сравнивать положение женщины у разных народов Северного? Кавказа, отмечали особый статус осетинок.
Например, Дмитриев указывал: «Во всяком; случае, осетинская женщина:не так порабощена, как у других горцев; например, у лезгин, где женщина стоит на ступени вьючного скота...
Женщины у осетин поставлены лучше, чему остальных горцев; они занимаются» домашней; работой иг пользуются<уважением
и почетом среди своих» [77, 218]» Известный ученый; Л.Штедер писал, что «у осетин считается: отвратительным бить женщину.
Тот считается;в безопасности, кого взяла под защиту женщина.
Когда они? вмешиваются;в кровавые схватки с криками и распущенными волосами, то все пристыжено вкладывают сабли и расходятся» [77,218].
Эта деталь общественного? быта хорошо известна из различных исторических и литературных источников; Женщина могла предотвратить поединок, успокоить враждующих одним движением —снятием платка с головы.
«До каких бы пределов не дошло опьянение пирующих мужчин, как бы сильно не было ожесточение*ссорящихся, дерущихся и сражающихся, —


[стр.,41]

одно:появление женщины обуздывает буянов, останавливает и прекращает кровопролитие.;..
Женщина пользуется большим почетом, чем мужчина; если они вдвоем идут рядом, то женщина идет справа, если с нею двое мужчин, то она идет между ними»
[127, 356].
Традиционный этикет обязывал мужчин приветствовать женщину вставанием.
М:А.Мисиков писал: «Когда женщины проходят мимо сидящих мужчин, даже глубоких стариков, то последние встают, приветствуя их.
Женщины застенчиво приостанавливаются и, если среди них есть старуха, то она довольно громко благодарит их за внимание и просит сесть.
Затем продолжают свой-путь.
Сколько бы: не сидело>мужчин, все до единого встают, если даже проходит одна женщина...
Перед женщинами пожилыми все мужчины моложе их должны стоять и оказывать всякие почести как старшим» [71,73].
Нередко-дочь старика, не имевшего сына —наследника, отказывалась от брачной жизни и посвящала себя отцовскому хозяйству, выполняя далеко не женские обязанности.
Такая женщина пользовалась.особым почтением; никто не смел задеть ее ни словом, ни взглядом.
Былое высокое положение женщины в обществе как память о прошлом господстве матриархата удерживалось в социальном сознании, в менталитете народа;
Характеристика же положения женщины в семье имеет другие ментальные черты.
Она очень тесно сопряжена с формой, типом, структурой семейной организации.
В научной литературе до сих пор не сложилась общепринятая типология семьи, но зафиксировано два основных типа: — большая патриархальная и малая.
Для обозначения первой синонимически употребляется множество терминов «большая семья», «семейная община», «патриархальная семья», «традиционная семья», «большесемейная община», «домовая община» и др.

[Back]