Проверяемый текст
Алагова, Лариса Черменовна. Педагогические и социокультурные факторы развития женского образования в Осетии : Конец XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2004)
[стр. 66]

язык .
Численность учениц школы росла год от года: в 1860 г.
количество учениц составляло 14, в 1867 г.
32, 1894 г.
43 .
Кроме этого, в Нальчике имелась горская школа, и мужское училище.
Женское училище было открыто в 1865 г.
на средства Нальчикского благотворительного общества.
Обучение вначале было бесплатным, что давало возможность детям из бедных сословий слободы получать образование.
Однако позже, когда возникли проблемы с финансированием, обучение стало платным и это закрыло дорогу для несостоятельных слобожан к знаниям.
В 1859 году в сел.
Урсдон жена поручика Зурапова — Кубатиева открыла у себя на дому небольшой пансион для подготовки из осетинских девочек «религиозных, набожных матерей».
Такую же школу в сел.
Салугардан открыла Т.
Ревазова — «русская дворянка, достаточно образованная и понимающая осетинский язык».10
Но известно, что начало женскому образованию положил Аксо Колиев.
В июне 1862 года экзарх Грузии писал в комитет «Общества восстановления православного христианства на Кавказе»: «Управляющий осетинскими приходами архимандрит Иосиф от 21 мая за №138 доносит мне, что 10 числа того месяца священник Владикавказского осетинского прихода Алексей Колиев при молебствии господу богу с водоосвящением, открыл в собственном доме школу для девиц-осетинок, в которую на первый раз поступило 18 учениц».

По поводу даты открытия школы мнения исследователей расходятся.
В указанном документе содержится точная датировка 21 мая 1862 года.
В других источниках датой основания школы назван 1861 год.

66 103 Шевчук В.В.
Нальчикская женская школа и гимназия (186Q-1921 гг.).
/Славянские чтения в КабардиноБалкарии.
Мат-лы научно-практической конференции.
Нальчик, 2004.
С.
245 Подсчитано по: Отчет о состоянии Кавказского учебного корпуса за 1900 г.; ЦГА КБР.
Ф.
6.
Оп.1.
Д.
11.104 105Материалы по истории осетинского народа.
Т.5.
С.
84, 85.
106Там же.
107Цит.
по: Магометова В.Дз.
Указ.
соч.
С.217.
108Материалы по истории осетинского народа.
Т.5.
С.218.
I
[стр. 56]

осетинских девочек «религиозных, набожных матерей» [69, 84; 85].
Такую же школу в сел.
Салугардан открыла Т.Ревазова «русская дворянка; достаточно образованная и понимающая осетинский язык»
[69, 85].
Но известно, что начало женскому образованию положил Аксо Колиев.
В июне 1862 года экзарх Грузии писал в комитет «Общества восстановления православного христианства на Кавказе»: «Управляющий осетинскимиприходами архимандрит Иосиф от 21 мая за №138 доносит мне, что 10 числа того месяца священник Владикавказского осетинского* прихода Алексей Колиев при молебствии господу богу с водоосвящением, открыл; в собственном доме школу для девиц-осетинок, в которую на первый раз поступило 18 учениц»
[65, 217].
По поводу даты открытия школы мнения исследователей расходятся.
В указанном,документе содержится точная датировка —21 мая 1862 года.
В других источниках датой основания школы назван 1861 год
[65; 218].
На собственные деньги он приобретал для своих ученицучебные пособия, вел все предметы.
Спустя полгода он решил привлечь к преподаванию еще двоих учителей —по осетинскому языку и по рукоделию.
Первоначально■школу посещало 10 девочек.
Сохранился; список этих учениц: Зиновия, Наталья, Кетеван, Саломея; Газдановы, Варвара Гусиева, Мария Коченова, Агафия и Гаяна Таучеловы, Дария, Бабиева, о которых Колиев писал, что они с усердием и любовью занимались изучением осетинской азбуки [65, 219]: За счет Колиева были; изготовленыпарты, приобретены учебники и необходимые учебные пособия, бумага, карандаши; перья, линейки, инвентарь для занятий рукоделием.
На собственные средства он нанимал прислугу, вел хозяйство школы.
Учигелем осетинского языка:и закона божьего он предлагал назначить Александра Цаликова, который к тому времени заканчивал Тифлисскую; семинарию, аучительницей рукоделия —Александру Гайтову, которая славилась своим мастерством [17,

[Back]