Проверяемый текст
Алагова, Лариса Черменовна. Педагогические и социокультурные факторы развития женского образования в Осетии : Конец XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2004)
[стр. 67]

67 На собственные деньги он приобретал для своих учениц учебные пособия, вел все предметы.
Спустя полгода он решил привлечь к преподаванию еще двоих учителей по осетинскому языку и по рукоделию.
Первоначально
школу посещало 10 девочек.
Сохранился список этих учениц: Зиновия, Наталья, Кетеван, Саломея Газдановы, Варвара Гусиева, Мария Коченова, Агафия и Гаяна Таучеловы, Дария, Бабиева, о которых Колиев писал, что они с усердием и любовью занимались изучением осетинской азбуки.

5.
За счет Колиева были изготовлены парты, приобретены учебники и необходимые учебные пособия, бумага, карандаши, перья, линейки, инвентарь для занятий рукоделием.
На собственные средства он нанимал прислугу, вел хозяйство школы.

Учителем осетинского языка иI закона божьего он предлагал назначить Александра Цаликова, который к тому времени заканчивал Тифлисскую семинарию, а учительницей рукоделия Александру Гайтову, которая славилась своим мастерством.109 Это был первый опыт в организации школы для девочек-осетинок.
А.
Колиев хорошо понимал, что успех этого опыта зависит от благосклонного отношения к нему населения и самих детей.
Поэтому важно было, чтобы школа в первый же период своего существования никого не отпугнула сложностью занятий.
Что же касается введения в программу занятий по рукоделию, то оно также было продиктовано конкретными условиями жизни, спецификой и потребностями осетинского быта.
У осетин, как известно, женскому рукоделию отводилось исключительно большое место.
В трудовом воспитании девочек в семье оно играло первейшую роль и нередко высокое мастерство оказывало влияние на положение женщины в обществе.
Весть о новой школе облетела всю
Осетию.
Она стала популярной: горцы-осетины стали охотно устраивать туда своих дочерей.
Впервые перед осетинкой открылись двери школы, возникла реальная возможность получить образование.

109Там же.
С.
219.
[стр. 56]

осетинских девочек «религиозных, набожных матерей» [69, 84; 85].
Такую же школу в сел.
Салугардан открыла Т.Ревазова «русская дворянка; достаточно образованная и понимающая осетинский язык» [69, 85].
Но известно, что начало женскому образованию положил Аксо Колиев.
В июне 1862 года экзарх Грузии писал в комитет «Общества восстановления православного христианства на Кавказе»: «Управляющий осетинскимиприходами архимандрит Иосиф от 21 мая за №138 доносит мне, что 10 числа того месяца священник Владикавказского осетинского* прихода Алексей Колиев при молебствии господу богу с водоосвящением, открыл; в собственном доме школу для девиц-осетинок, в которую на первый раз поступило 18 учениц» [65, 217].
По поводу даты открытия школы мнения исследователей расходятся.
В указанном,документе содержится точная датировка —21 мая 1862 года.
В других источниках датой основания школы назван 1861 год [65; 218].
На собственные деньги он приобретал для своих ученицучебные пособия, вел все предметы.
Спустя полгода он решил привлечь к преподаванию еще двоих учителей —по осетинскому языку и по рукоделию.
Первоначально■школу
посещало 10 девочек.
Сохранился; список этих учениц: Зиновия, Наталья, Кетеван, Саломея; Газдановы, Варвара Гусиева, Мария Коченова, Агафия и Гаяна Таучеловы, Дария, Бабиева, о которых Колиев писал, что они с усердием и любовью занимались изучением осетинской азбуки
[65, 219]: За счет Колиева были; изготовленыпарты, приобретены учебники и необходимые учебные пособия, бумага, карандаши; перья, линейки, инвентарь для занятий рукоделием.
На собственные средства он нанимал прислугу, вел хозяйство школы.

Учигелем осетинского языка:и закона божьего он предлагал назначить Александра Цаликова, который к тому времени заканчивал Тифлисскую; семинарию, аучительницей рукоделия —Александру Гайтову, которая славилась своим мастерством [17,

[стр.,57]

Это>был первый опыт в организации школы для девочек-осетинок.
А.Колиев хорошо понимал, что успех этого опыта зависит от благосклонного отношения к нему населения и самих детей.
Поэтому важно было, чтобы школа: в первый же период своего существования никого не отпугнула сложностью занятий.
Что же касается введения в программу занятий по рукоделию, то онотакже было продиктовано конкретными условиями жизни, спецификой и потребностями осетинского быта.
У осетин, как известно, женскому рукоделию отводилось исключительно большое место.
В трудовом воспитании девочек в семье оно играло первейшую роль и нередко высокое мастерство оказывало влияние на положение женщины в обществе.
Весть о новой школе облетела всю>Осетию.

Она стала популярной: горцы-осетины стали охотно устраивать туда своих дочерей.
Впервые перед осетинкой открылись двери школы, возникла реальная возможность получить образование.

По прошествии полугода А.Колиев подвел итоги работы своей школы.
Он убедился в том, что усилия, затрачиваемые им, постепенно приближали его к намеченной цели.
Вместе с тем он ясно осознавал, что для достижения должного уровня учебного процесса необходимо вложить в школу значительные денежные суммы.
Не располагая достаточными личными средствами, Колиев обратился за помощью в комитет «Общества восстановления православного христианства», которое охотно;его поддержало.
В исторической литературе утвердилось мнение, что «Общество» взяло школу под свое попечительство в 1866 году после смерти Колиева [17, 75].
В.Дз.Магометова считает, что это произошло еще при жизни Колиева, в 1863 году [65, 220].
Действительно, в 1863 году «Общество» сочло возможным ежегодно выделять по 300 рублей для покрытия расходов на жалование учителям и приобретение материалов: для занятий рукоделием.
К этому времени «Общество:..» разработало «Правила о приходских школах», согласно которым целью ппсол было воспитание детей горских '*-s

[Back]