68 По прошествии полугода А. Колиев подвел итоги работы своей школы. Он убедился в том, что усилия, затрачиваемые им, постепенно приближали его к намеченной цели. Вместе с тем он ясно осознавал, что для достижения должного уровня учебного процесса необходимо вложить в школу значительные денежные суммы. Не располагая достаточными личными средствами, Колиев обратился за помощью в комитет «Общества восстановления православного христианства», которое охотно его поддержало. В исторической литературе утвердилось мнение, что «Общество» взяло школу под свое попечительство в 1866 году после смерти Колиева.110 В.Дз. Магометова считает, что это произошло еще при жизни Колиева, в 1863 году.111 Действительно, в 1863 году «Общество» сочло возможным ежегодно выделять по 300 рублей для покрытия расходов на жалование учителям и приобретение материалов для занятий рукоделием. К этому времени «Общество...» разработало «Правила о приходских школах», согласно которым целью школ было воспитание детей горских семейств в духе православной христианской веры и распространение необходимых по образу жизни горцев, «нуждам и занятиям их сведений». «Общество» намеревалось открывать школы по всем приходам по мере финансовой возможности. Предполагалось даже создание «передвижных» школ, которые бы по 2 — 3 года обучали детей в одном ауле, затем перемещались в другой. Сельские общества обязывались выделять помещения и отапливать их. В основном школы были одноклассными. Они разделялись на два разряда: в школах первого разряда обучалось до 20 человек, а в школах второго разряда —от 10 до 15 детей. Учебный план предполагал чтение и письмо на родном языке, закон божий (символ веры, заповеди, молитвы и 110Берозов Б.П. Первая школа для осетинок —горянок. /Исторические этюды. Из истории возникновения осетинских сел и казачьих станиц. Владикавказ, 1992. С.75. 111 Магометова В.Дз. Указ. соч. С. 220. |
Это>был первый опыт в организации школы для девочек-осетинок. А.Колиев хорошо понимал, что успех этого опыта зависит от благосклонного отношения к нему населения и самих детей. Поэтому важно было, чтобы школа: в первый же период своего существования никого не отпугнула сложностью занятий. Что же касается введения в программу занятий по рукоделию, то онотакже было продиктовано конкретными условиями жизни, спецификой и потребностями осетинского быта. У осетин, как известно, женскому рукоделию отводилось исключительно большое место. В трудовом воспитании девочек в семье оно играло первейшую роль и нередко высокое мастерство оказывало влияние на положение женщины в обществе. Весть о новой школе облетела всю>Осетию. Она стала популярной: горцы-осетины стали охотно устраивать туда своих дочерей. Впервые перед осетинкой открылись двери школы, возникла реальная возможность получить образование. По прошествии полугода А.Колиев подвел итоги работы своей школы. Он убедился в том, что усилия, затрачиваемые им, постепенно приближали его к намеченной цели. Вместе с тем он ясно осознавал, что для достижения должного уровня учебного процесса необходимо вложить в школу значительные денежные суммы. Не располагая достаточными личными средствами, Колиев обратился за помощью в комитет «Общества восстановления православного христианства», которое охотно;его поддержало. В исторической литературе утвердилось мнение, что «Общество» взяло школу под свое попечительство в 1866 году после смерти Колиева [17, 75]. В.Дз.Магометова считает, что это произошло еще при жизни Колиева, в 1863 году [65, 220]. Действительно, в 1863 году «Общество» сочло возможным ежегодно выделять по 300 рублей для покрытия расходов на жалование учителям и приобретение материалов: для занятий рукоделием. К этому времени «Общество:..» разработало «Правила о приходских школах», согласно которым целью ппсол было воспитание детей горских '*-s семейств в духе православной христианской веры и распространение необходимых по образу жизни горцев, «нуждам и занятиям их сведений». «Общество» намеревалось открывать школы по всем приходам по мере финансовой возможности. Предполагалось даже создание «передвижных» школ, которые бы по 2 3 года обучали детей в одном ауле, затем перемещались в другой. Сельские общества обязывались выделять помещения и отапливать их. В основном; школы были одноклассными. Они разделялись на два разряда: в; школах первого разряда обучалось до 20 человек, а в школах второго разряда от 10 до 15 детей. Учебный план предполагал чтение и письмо на родном языке, закон божий (символ веры, заповеди, молитвы и основные сказания из священной истории на родном языке), четыре первые действия арифметики, церковное пение, ознакомление с природой, чтение русской светской и церковной литературы, письмо и практическое изучение разговорного русского языка. Курс обучения был рассчитан на 2 года. В школу принимали детей с 8 лет без сословных ограничений, без оплаты. Пансионеры общества, проучившиеся 2 года в одном классе и не справившиеся с программой, лишались материальной поддержки, но могли продолжать обучение за свой счет. Управление или заведование школой Общество поручало одному из учителей, которые назначались, преимущественно из священников местного причта. В обязанность учителям вменялось не только обучение, но и надзор за нравственностью, т.е. учитель должен был контролировать посещение учениками; церкви в воскресные и праздничные дни, совершение обрядов причащения и покаяния в Великий Пост. Общее руководство и наблюдение за школами возлагалось на инспектора и местных.благочинных. В конце учебного года*благочинный проверял знания; учащихся и отчитывался перед советом Общества. По ходатайству благочинного и с разрешения совета Общества’выпускники одноклассных школ могли поступать в двухклассные школы. |