71 к женской прогимназии. Поэтому дальнейшая деятельность этого учебного заведения рассматривается в параграфе о среднем образовании. В 1874 году были изданы новые «Правила начальных приходских школ Общества восстановления православного христианства на Кавказе», в которых указывалось, что в школы должны приниматься дети обоего пола. Десятилетний опыт устройства школ показал необходимость внесения многих корректив. В частности, при каждой школе назначались почетные попечители, заботившиеся о материальном благосостоянии. В селах, где составлялись общественные приговоры об обязательном посещении школы в течение 4 лет, учреждались школьные комитеты, состоявшие из учителя, священника, почетных попечителей, сельского старшины и других лиц, избираемых местным обществом. Изменились и представления о численности учеников. Оговаривалось, что если их будет больше 60 человек, следовало открывать второй класс и нанимать второго учителя. Все школы были одноклассными, делились на 4 последовательных отделения с одногодичным курсом в каждом. Дети в приходских школах обучались бесплатно, учебные пособия им предоставлялись за счет Общества. Успешно окончившие полный курс по представлению инспектора и с разрешения совета Общества могли поступать в училище духовного, военного и гражданского ведомства за счет Общества. В учебные планы вводились элементарные сведения по геометрии, черчение и гимнастика. С переходом школы в ведение «Общества» учебный процесс заметно оживился. Примечательно, что благодаря этой школе женщины в Осетии получили доступ к образованию значительно раньше, чем в остальных районах Северного Кавказа и России в целом. Эта школа была признана лучшим учебным заведением в просветительской деятельности «Общества восстановления православного христианства на Кавказе». Она стала насущной потребностью всего народа. 114О дальнейшей деятельности Владикавказской женской школы см. в параграфе 2. |
покровительствовала ее Высочество Великая княгиня Ольга Федоровна, поэтому она была названа Ольгинским трехклассным училищем. Каждый класс имел двухгодичный курс обучения, а приготовительное отделение — одногодичный курс. Таким образом, весь курс обучения был рассчитан на 7 лет. С 70-ых годов 19 века училище: стало выпускать учительниц для приходских школ Осетии. По содержанию образования оно приравнивалось к женской прогимназии. Поэтому дальнейшая деятельность этого учебного заведения рассматривается в параграфе о среднем образовании. В 1874 году были изданы новые «Правила начальных приходских школ Общества восстановления православного христианства на Кавказе», в: которых указывалось, что в школы должны приниматься дети обоего пола. Десятилетний опыт устройства школ показал необходимость внесения многих корректив; В частности, при каждой школе назначались почетные попечители, заботившиеся о материальном благосостоянии. В селах, где составлялись общественные приговоры об обязательном посещении школы в течение 4 лет, учреждались школьные комитеты, состоявшие из учителя, священника, почетных попечителей, сельского старшины и других лиц, избираемых местным обществом. Изменились и представления о численности учеников; Оговаривалось, что если их будет больше 60 человек, следовало открывать второй класс и;нанимать второго учителя. Все школы были: одноклассными, делились на 4 последовательных отделения с. одногодичным курсом в каждом. Дети в приходских, школах обучались бесплатно, учебные пособия им предоставлялись за счет Общества. Успешно окончившие полный курс: по: представлению инспектора и с разрешения совета Общества; могли* поступать в училище духовного, военного и гражданского ведомства за счет Общества. В учебные планы вводились элементарные сведения по геометрии, черчение и гимнастика. G переходом школы в ведение «Общества» учебный процесс заметно оживился. Примечательно, что благодаря этой школе женщины в Осетии: получили доступ к образованию значительно раньше, чем в остальных районах Северного Кавказа и России в целом. Эта школа была признана лучшим учебным заведением в просветительской деятельности «Общества восстановления православного христианства на; Кавказе». Она стала насущной потребностью всего народа. В 1873 году было основано Моздокское Александровское женское училище. С августа 1874 года оно стало двухклассным. В отчете начальницы училища А.Т.Первушиной указывалось, что преподавание было организовано по программе средних учебных заведений, чтобы по окончании училища дети могли поступать в 3 класс любого женского училища. Училище располагалось в доме горожанина Тушманова, отдавшего его в бесплатное пользование на 3 года. Первый класс делился на два отделения; (по знаниям). В старшее; отделение отбирали наиболее подготовленных грамотных девочек, в младшее —более слабых. Каждый класс предполагал двухгодичное обучение. Почетным; смотрителем, добросовестно справлявшимся со своими обязанностями, был М.И.Улуханов. В училище была хорошая школьная; мебель, карты, книги для чтения. Закон Божий преподавал православный священник Варфоломей Синалов и армянскогригорианский священник Калуст Туманов. 1 сентября 1873 года в училище числилось 72 девочки, а 1 сентября 1874 года —79 девочек. Из младшего отделения в старшее было переведено;28 учениц, из старшего во второй класс 25 учениц. В училище был проведен эксперимент: девочки; занимались гимнастикой. В те годы считалось, что это вредно для здоровья и травмоопасно. Занятия гимнастикой практиковались только в мужских школах, но» опят Моздокского училища, показал пользу физического воспитания для девочек. Среди учениц было 18 русских, 40 армянок, 17 грузинок, 3 осетинки и 1черкешенка. Всего православных было 39, а армяногригорианок —40 [104, 528-534]; В 1870-х годах в селах были открыты Алагиро-Салугарданская женская; школа (1870 г.), Ардонская, Дарг-Кохская, Ольгинская (187Гг.), Гизельская и |