Проверяемый текст
Алагова, Лариса Черменовна. Педагогические и социокультурные факторы развития женского образования в Осетии : Конец XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2004)
[стр. 72]

72 * В 1873 году было основано Моздокское Александровское женское училище.
С августа 1874 года оно стало двухклассным.
В отчете начальницы училища А.Т.
Первушиной указывалось, что преподавание было организовано по программе средних учебных заведений, чтобы по окончании училища дети могли поступать в 3 класс любого женского училища.
Училище располагалось в доме горожанина Тушманова, отдавшего его в бесплатное пользование на 3 года.
Первый класс делился на два отделения (по знаниям).
В старшее отделение отбирали наиболее подготовленных грамотных девочек, в младшее более слабых.
Каждый класс предполагал двухгодичное обучение.
Почетным смотрителем, добросовестно справлявшимся со своими обязанностями, был М.И.
Улуханов.
В училище была хорошая школьная мебель, карты, книги для чтения.
Закон божий преподавал православный священник Варфоломей Синалов и армянскогригорианский священник Калуст Туманов.
1 сентября 1873 года в училище числилось 72 девочки, а 1 сентября 1874 года 79 девочек.
Из младшего отделения в старшее было переведено
28 учениц, из старшего во второй класс 25 учениц.
В училище был проведен эксперимент: девочки занимались гимнастикой.
В те годы считалось, что это вредно для здоровья и травмоопасно.
Занятия гимнастикой практиковались только в мужских школах, но опят Моздокского училища показал пользу физического воспитания для девочек.
Среди учениц было 18 русских, 40 армянок, 17 грузинок, 3 осетинки и 1 черкешенка.
Всего православных было 39, а армяногригорианок 40.115
В 1870-х годах в селах были открыты Алагиро-Салугарданская женская школа (1870 г.), Ардонская, Дарг-Кохская, Ольгинская (1871 г.), Гизельская и Хумалагская (1872 г.).
Все они были церковно-приходскими и основывались при поддержке «Общества восстановления православного христианства на Кавказе».

Первое время эти школы были немногочисленны.

На 1 января 1871
Статьи неофициальной части «Терских ведомостей» 1874.
С 528 —534.
[стр. 61]

получили доступ к образованию значительно раньше, чем в остальных районах Северного Кавказа и России в целом.
Эта школа была признана лучшим учебным заведением в просветительской деятельности «Общества восстановления православного христианства на; Кавказе».
Она стала насущной потребностью всего народа.
В 1873 году было основано Моздокское Александровское женское училище.
С августа 1874 года оно стало двухклассным.
В отчете начальницы училища А.Т.Первушиной указывалось, что преподавание было организовано по программе средних учебных заведений, чтобы по окончании училища дети могли поступать в 3 класс любого женского училища.
Училище располагалось в доме горожанина Тушманова, отдавшего его в бесплатное пользование на 3 года.
Первый класс делился на два отделения; (по знаниям).
В старшее; отделение отбирали наиболее подготовленных грамотных девочек, в младшее —более слабых.
Каждый класс предполагал двухгодичное обучение.
Почетным; смотрителем, добросовестно справлявшимся со своими обязанностями, был М.И.Улуханов.
В училище была хорошая школьная; мебель, карты, книги для чтения.
Закон Божий преподавал православный священник Варфоломей Синалов и армянскогригорианский священник Калуст Туманов.
1 сентября 1873 года в училище числилось 72 девочки, а 1 сентября 1874 года —79 девочек.
Из младшего отделения в старшее было переведено;28
учениц, из старшего во второй класс 25 учениц.
В училище был проведен эксперимент: девочки; занимались гимнастикой.
В те годы считалось, что это вредно для здоровья и травмоопасно.
Занятия гимнастикой практиковались только в мужских школах, но» опят Моздокского училища, показал пользу физического воспитания для девочек.
Среди учениц было 18 русских, 40 армянок, 17 грузинок, 3 осетинки и 1черкешенка.
Всего православных было 39, а армяногригорианок —40
[104, 528-534]; В 1870-х годах в селах были открыты Алагиро-Салугарданская женская; школа (1870 г.), Ардонская, Дарг-Кохская, Ольгинская (187Гг.), Гизельская и

[стр.,62]

Хумалагская (1872 г.).
Все они были церковно-приходскими и основывались при поддержке «Общества восстановления православного христианства на Кавказе».
Первое время эти школы были немногочисленны.
На 1января 1871
года в Алагиро-Салугарданской школе обучалась 21 ученица,а в 1877 году в Хумалагской школе была 21 воспитанница, в Ардонской —20, в Ольгинской сельской —22, в Гизельской —20, в Дарг-Кохской —16 [69, 192].
К концу 1870-х годов появилась, еще одна школа в горном селении Даргавс.
На 1 января 1880 года в семи женских школах обучалось 196 девочек [69, 203]..
Эти школы испытывали массу трудностей, в основном, материальных.
Они поддерживались «Обществом» по остаточному принципу.
И миссионеры, и администрация отдавали предпочтение мужским школам.
«Общество» отпускало на нужды женских школ гораздо меньше средств.
Если учитель мужчина получал жалование по 400 —500 рублей в год, учительница могла рассчитывать не более чем на 200 рублей [69, 209; 211].
Большой проблемой было и отсутствие помещений для школ.
Во многих селениях школы не могли принимать всех желающих учиться из-за отсутствия школьных зданий.
В Салугардане и Ольгинском здания для женских школ арендовались за счет сельского общества; в Батакаюрте, Дарг-Кохе и Карджине мальчики и девочки обучались в одном здании.
Все школьные помещения возводились за счет местных обществ.
Только здание Алагирской школы арендовалось за счет завода.
Алагирский завод обеспечивал также оплату учителям и другие школьные потребности.
Остальные школы оплачивали труд учительниц (240 рублей в год) за счет Общества, 20 рублей в год выделялось на приобретение учебников [69,144-146]; Тем временем женское образование становилось все более престижным.
В отчете за 1886 год одного из приставов Владикавказского округа; сказано, что женское образование поставлено лучше мужского: «Девичье образование идет лучше.
Девочки охотно приходят в школу, и родители им в

[стр.,152]

статуса областного города.
Ценности образования широко вошли в;сознание осетинского народа.
Стремление к образованию* стало в; Осетии общенациональным движением, в;котором.участвовали все слои осетинского общества Даже официальная газета «Терские ведомости» вынуждена была признать, что осетинский; народ «в стремлении к образованию; опередил русское население» [112].
Мощным фактором дальнейшего развития женского образования было православноемиссионерство.
Общество восстановления православного христианства на Кавказе, Владикавказский Епархиальный училищный совет поддерживали церковно-приходские школы, оказывали им методическуюпомощь, частично брали на свое содержание.
В 1870-х годах были открыты Алагиро-Салугарданская женская школа (1870г.), Ардонская, Дарг-Кохская, Ольгинская (1871г.), Гизельская w Хумалагская;(1872г.).
Все они были церковно-приходскими и основывались при поддержке «Общества восстановления православного христианства на Кавказе».

Большую роль в строительстве женских школ сыграли выпускницы школы Аксо Колиева, которая после его смерти; была передана «Обществу...» Только за 50 лет существования осетинской Ольгинской школы ее окончило 500 учениц.
Большинство из них стало инициаторами; открытия новых женских школ; и преподавали; в них.
Первое время; эти школы былинемногочисленны.

В указанных школах;к; 1 января 1877 года; обучалось всего 115 девочек, а к 1 января 1880 года —196 [69, 145].
Эти.
школы.испытывали, массу трудностей.
«Общество...» поддерживало их по остаточному принципу, отдавая предпочтение мужским^школам; Женщиныучителя; получали жалованье вдвое меньше чем мужчины.
Большой проблемой было отсутствие школьных помещений.
Но женское образование становилось все более престижным.
Администрация.
Владикавказского округа признавала, что «...девичье образование идет лучше.
Девочки охотно приходят в школу и родители им в 1S1 151

[Back]