76 уровня его развития у соседних мусульманских народов. Образование получали только мальчики. Что касается девочек-мусульманок, то им вообще запрещалось мусульманской религией посещать школу или медресе. Девушке разрешалось обучаться чтению Корана на дому у эфенди за большую плату. Только единицам удавалось получить светское образование. В начале XX века в Баталпашинской женской гимназии обучали девочек-горянок русскому языку и родному языку, а также арифметике. Был введен курс основ ведения домашнего хозяйства. Особо следует отметить тот факт, что в Учкуланском училище, открытом в 1878 г., был открыт пансион для обучения детей из других аулов, а позже, когда в других аулах были открыты подобные же училища, нужда в пансионах отпала и они были преобразованы в обычные горские школы. В Учкулане, Хур-зуке и Теберде возникли женские 1 отделения (классы) в светских школах. К 1900 году во всех 12 карачаевских аулах были открыты начальные школы, в каждой ежегодно обучалось 500 учащихся, в том числе 29 девушек. По образованию карачаевцы занимали второе место на Северном Кавказе (после Осетии). Приведенный материал позволяет сделать вывод о том, что в Осетии в конце 19 —начале 20 века в целом была сформирована система начального женского образования. Как и по всей России, наиболее крупными были школы церковного ведомства (Владикавказской епархии). Все рассмотренные учебные заведения были открыты и содержались при участии православного духовенства. Учитывая тягу мусульманского населения к традиционным школам, правительство вынуждено было создавать в регионе русско-мусульманские школы. Численность государственных учебных заведений для мусульман неуклонно росло. Почти при каждой мечети была школа, в которой обучались мальчики и девочки. Мусульманские школы были двух видов мектебе и 126Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.М. Ногайцы. Черкесск, 1988. С. 183 |
которое содержалось за счет армянской церквей. В Моздоке было и частное армянское церковно-приходское училище [38, 93]. Приведенный материал позволяет сделать вывод о том, что в Осетии в конце 19 начале 20 века в целом-была сформирована система начального женского образования. Как и по всей России, наиболее крупными;были; школы церковного ведомства (Владикавказской епархии). Все рассмотренные учебные заведения были открыты и содержались при участии православного духовенства. 2.2. Среднее женское образование■ Владикавказский епархиальный училищный совет к концу 19 века поставила вопрос о среднем образовании. Владикавказский осетинский девичий приют был по своей программе приближен к среднему образованию. Совет прилагал массу усилий, материальных и; учебно-методических, для преобразования школы в среднее учебное заведение. Наблюдение за школой и;руководство ею «Общество» возложило на инспектора Владикавказской реальной прогимназии. Но в последующем во главе школы была поставлена начальница С переходом' школы в ведение «Общества» количество учащихся в ней:было доведено в первое время до 25 человек. В последующий период число учащихся в школе прогрессивно: возрастало. Уже в 1868 году в школе насчитывалось 30 воспитанниц, из которых 24 были<осетинки, а остальные русские. В;числе воспитанниц школы:в 1868 году значатся: Ефросиния Калагова, Екатерина Калманова, Сали Газданова, Мария Газданова, Кетевана Газданова, Мария» Корнаева, Анна Кулаева, Василиса Кулаева, Екатерина Короева, АннаХубаева, Анастасия Хетагурова^ Макрина Дзгоева, Фекла Кесаева, Мария Цаликова, Мария Коченова, Мария Хатагова, Нина» Саухалова, Надежда: Сухиева, Мария Саламова, Дария Бабиева [142, 1-6]. |