Проверяемый текст
Алагова, Лариса Черменовна. Педагогические и социокультурные факторы развития женского образования в Осетии : Конец XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2004)
[стр. 83]

83 В 1890-х годах во всех регионах России наметился демократический подъем во всех областях общественной жизни страны.
По инициативе местной интеллигенции во Владикавказе и
Моздоке стали возникать различные культурно-просветительские общества с целью развития грамотности и образования.
Стали
восстанавливаться женские школы.
В 1887 году была снова открыта Салугарданская женская школа.
Она располагалась в собственном удобном здании.
Ввиду успешности обучения и популярности
школы, Совет «Общества восстановления православного христианства на Кавказе» предполагал расширить ее и преобразовать из одноклассной в двухклассное училище.
В одном из отчетов этого «Общества» было указано, что благодаря этой школе в сел.
Салугардан жители стали больше
приобщаться к христианству, стали произносить на осетинском языке домашние молитвы, которым их учили дочери —ученицы этой школы.
18.
В 1890 году там преподавала Анастасия Хетагурова, закончившая Владикавказское осетинское женское училище и имевшая к тому времени трехлетний стаж работы.
Законоучителем в этой же школе был Михаил Хетагуров.
В 1891 году были восстановлены Христиановская и Хумалагская школы, в 1892 году сельская Ольгинская, в 1894 году Кадгаронская, ДаргКохская и Алагирская.
Все они были одноклассными, но численность учащихся по сравнению с начальным
периодом их существования, значительно возросла:
1.
Салугарданская 16 3 2.
Хумалагская 21 4 3.
Ольгинская сельская 22 8 4.
Дарг-Кохская 16 4130 В Христиановской женской школе в 1891 году обучалось 95 девочек.
Учительницей была Соломея Хадзарагова —выпускница Владикавказской
130Отчет общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1888 г.
Тифлис, 1889.
С.
68.
[стр. 67]

только Терской учебной администрации, но в некоторой степени, самого попечителя Кавказского учебного округа.
Он был встречен всеми деятелями Кавказской учебной администрации резко отрицательно, несмотря на то, что они, так же как и Каханов, служилиодной и той же цели укреплению колониального господства царизма над народами Кавказа —и подчиняли этому деятельность школы.
Они предвидели все нежелательные последствия военизации органов учебного управления.
Они понимали, что это приведет к еще большему недовольству народа административными властями, к ухудшению порядка управления учебным делом, к ухудшению всей системы казенного просвещения, чем интересам самодержавия будет нанесен прямой вред.
Даже такой официальный проводник «просветительной» политики самодержавия, каким считался попечитель Кавказского' учебного округа; Яновский, проект учреждения училищных советов в Терской области с преобладанием в них чиновников военно-административного аппарата встретил резко отрицательно.
Он считал, что предложенные Кахановым училищные советы, куда вместо инспекторов народных училищ войдут малообразованные офицеры, не только не смогут улучшить состояние учебного дела, а, напротив, могут расстроить и то, что было сделано за последние 10 15 лет; что проект Каханова лишает советы непосредственных отношений с попечителем, стремясь поставить самого Каханова единственным посредником между попечителем и советами.
В этот же период былизакрыты все женские школы.
В 1890-х годах во всех регионах России наметился демократический подъем во всех областях общественной жизни страны.
По инициативе местной интеллигенции во Владикавказе и Моздоке стали? возникать различные культурно-просветительские общества с целью развития грамотности и образования.
Стали восстанавливаться женские школы.
В 1887 году была снова открыта Салугарданская женская школа.
Она располагалась в собственном удобном здании.
Ввиду успешности обучения и популярности


[стр.,68]

школы, Совет «Общества восстановления православного христианства на Кавказе» предполагал расширить ее и преобразовать из одноклассной в двухклассное училище.
В одном из отчетов этого «Общества» было указано, что благодаря этой школе в сел.
Салугардан жители стали больше
ф приобщаться к христианству, стали произносить на осетинском языке домашние молитвы, которым их учили дочери —ученицы этой школы [80, 68]; В 1890 году там преподавала Анастасия Хетагурова, закончившая Владикавказское осетинское женское училище и имевшая к тому времени трехлетний стаж работы.
Законоучителем в этой же школе был Михаил Хетагуров.
В 1891 году были восстановлены; Христиановская и Хумалагская школы, в 1892 годусельская Ольгинская, в 1894 году Кадгаронская, ДаргКохская и Алагирская.
Все они были одноклассными, но численность учащихся по сравнению с начальным периодом их существования, значительно возросла.

Таблица 2 Динамика численности учащихся в женских школах Осетии Школы 1870-е годы 1890-е годы 1900-е годы 1.
Салугарданская 16 30 35 2.
Хумалагская 21 40 47 3.
Ольгинская сельская 22 82 100 4.Дарг-Кохская, 16 45 47 В Христиановской женской школе в 189Г году обучалось 95 девочек.
Учительницей была Соломея Хадзарагова —выпускница Владикавказской
женской школы, а законоучителем был священник; Александр Цаголов.
Зшштия проходили в здании мужской школы.
В 1891' году в Кадгаронской школе обучалось 66 девочек.
В Алагире была открыта смешанная школа; где обучалось 48 девочек.
В целом в начале 1880-х годов:в начальных женских

[стр.,153]

том не препятствуют, напротив, отсылают их учиться с полным желанием» [65,145].
Серьезным ударом по женскому образованию стала политика военночиновничьего произвола и борьба с просвещением, которую»возглавил начальник Терской области Каханов.
Все женские школы в селениях были закрыты; Но в 1890-ых годах во всех регионах России наметился демократический подъем; По инициативе местной* интеллигенции* во Владикавказе и в* Моздоке стали* возникать различные культурнопросветительские общества с целью развития1грамотности; и образования.
Стали!восстанавливаться
женские школы.
В 1887 году была вновь открыта Салугарданская женская; школа; в 1891 году — Христиановская и Хумалагская, в 1892 году сельская Ольгинская, в 1894 году Кадгаронская, Дарг-Кохская и Алагирская; Все они были одноклассными, но численность учащихся по сравнению с начальным•периодом;их существования значительно возросла.
К середине 1890-х годов в начальных женских школах обучалось 406 девочек [65,244].
Опыт женского образования* оказался настолько положительным, что по всей Осетии женские школы стали возникать одна за другой.
К концу XIX века в Осетии практически не осталось ни одного населенного пункта, где бы не была открыта женская школ.
Благодаря* деятельности осетинских священников подобные школы появились даже в горных районах Осетии.
В октябре 1902 года в селении Кадгарон была открыта учебная ткацкая мастерская.
В то время*подобные мастерские открывались по всей<России иi оказывали положительное влияние на развитие кустарной промышленности.
В Осетии учебно-ткацкая мастерская: появилась благодаря? церковноприходскому братству во* имя святого Архистратига Михаила, созданному священником М.Коцоевым.
Братство имело целью религиознонравственное просвещение прихожан, попечение о народном образовании И' обучение детей полезным ремеслам.
Оно оказывало-мастерской всяческое

[Back]