Проверяемый текст
Алагова, Лариса Черменовна. Педагогические и социокультурные факторы развития женского образования в Осетии : Конец XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2004)
[стр. 89]

89 года.
В школу в качестве вольно-практикующихся могли поступать девочки, окончившие курс четырех классов женских средних учебных заведений, для них обучение было рассчитано на 1 год.
Выпускницы этой школы получали свидетельство, дававшее им право занимать должности учительниц в подобного рода отделениях при сельских школах.
Мастерские имели приходно-расходные книги, куда заносились выполненные заказы и доходы от них.
Вырученные средства тратились исключительно на развитие дела.
За два года в Кадгаронской ткацкой мастерской окончило курс 6 учениц, из которых 4 были назначены учительницами
в четырех горских селениях, во вновь открытые при них ткацкие отделения.
В 1904 году в ней обучалось 18 учениц: 8 из Кадгарона, 4 из Ардона, 2 —из Хумалага, 2 из Дарг-Коха и 2 казачки.138
В то время подобные мастерские открывались по всей России и \ оказывали положительное влияние на развитие кустарной промышленности.
Г.Баев в статье «Кадгаронская учебно-ткацкая и рукодельная мастерская» писал: «Опыт земских учреждений подобного рода доказал всю огромную важность этих мастерских для развития кустарной промышленности, а также развития привычки к производительному труду в кругу населения, которое, имея вокруг себя сплошь и рядом все сырые материалы, благодаря отсутствию знаний, принуждено бывает сбывать на рынке за бесценок эти материалы в необработанном виде, тогда как, подвергнув их обработке, население не только имело бы у себя постоянный заработок, но удовлетворяло бы само себя непосредственно многочисленным личным потребностям».

М.Коцоев основал учебно-ткацкую мастерскую с помощью благотворительного церковно-приходского братства во имя святого Архистратига Михаила, которое сам создал в сел.
Кадгарон летом 1903 года.

138ЦГА РСО А.
Ф.
147.
д.
23.
Л.
113.
139Терские ведомости.
1904.
№ 225.
[стр. 72]

практическая полезность изготовляемых предметов; содействие эстетическому воспитанию детей; учет интересов и потребностей местного населения; доступность и дешевизна материалов и инструментов.
Для преподавателей ручного труда создавались учительские курсы.
Обучение рукоделию было обязательным как в начальной, так и в средней■ женской школе.
Соответствующие программы; разрабатывала особая комиссия под руководством известного деятеля женского профессионального образования М.К.Каблуковой.
В Осетии обучение женскому рукоделию началось с 1863 года по инициативе «Общества восстановления православного христианства на Кавказе».
Оно проводилось в Садонской, Ольгинской, Хумалагской, Даргкохской и Батакаюртовской школах в 70 80 годах.
Но самые большие успехи были достигнуты Кадгаронской школой, где в октябре 1902 года была открытаткацкая учебная мастерская.
Она была организована благодаря усилиям кадгаронского священника о.
Моисея Коцоева.
Из учебной Казанской земской мастерской была приглашена учительница Клавдия Забуркина.
Целью этой школы было снабжать учительницами подобные ткацкие мастерские, открывшиеся при1 женских школах.
В школу могли поступить девочки, окончившие курс одноклассных школ и не моложе 13 лет.
Курс обучения был рассчитан на 2 года.
В школу в качестве вольно-практикующихся могли поступать девочки, окончившие курс четырех классов женских средних учебных заведений, для них обучение было рассчитано на 1:год.
Выпускницы этой школы получали свидетельство, дававшее им право занимать должности учительниц в подобного рода отделениях при* сельских школах.
Мастерские имели приходно-расходные книги, куда заносились выполненные заказы и доходы от них; Вырученные средства тратились исключительно на развитие дела.
За два года в Кадгаронской ткацкой мастерской окончило курс 6 учениц, из которых 4 были назначены учительницами;в
четырех горских селениях, во?

[стр.,73]

вновь открытые при них ткацкие отделения.
В 1904 году в ней обучалось 18 учениц: 8—из Кадгарона, 4 из Ардона, 2 из Хумалага, 2 изДарг-Коха и 2 казачки
[147,1-10].
В то время; подобные: мастерские открывались.
по; всей* России: и оказывали положительное влияние на развитие кустарной промышленности.
Г.Баев в статье «Кадгаронская учебно-ткацкая и рукодельная; мастерская» писал: «Опыт земских учреждений подобного рода доказал всю огромную< важность этих мастерских для развития кустарной промышленности, а также развития привычки к производительному труду в кругу населения, которое, имея вокруг себя; сплошь и рядом все сырые материалы, благодаря; отсутствию знаний, принуждено бывает сбывать на рынке за бесценок эти материалы в необработанном виде, тогда: как, подвергнув их обработке, население не только имело бы у себя постоянный заработок, но удовлетворяло бы само себя непосредственно многочисленным личным потребностям»
[110]: МЛСоцоев основал учебно-ткацкуюмастерскую с помощью благотворительного церковно-приходского братства во имя святого Архистратига Михаила^ которое сам создал в сел.
Кадгарон летом 1903 года
Братство состояло из 50 человек, среди; которых было и 4 женщины — небывалое явление в истории православия в Осетии.
Кадгаронское братство? имело целью религиозно-нравственное просвещение прихожан, искоренение пороков в обществе, попечение о народном образовании и обучение детей полезным ремеслам.
Оно оказывало всяческое содействие ткацкой мастерской.
Ее ученицы участвовали в выставке «Детский, мир» в СанктПетербурге, где были удостоены медалями и дипломом.
27 января 1904 года наблюдатель церковно-приходских школ А.
Кодзаев провел экзамен в Кадгаронской ткацкой школе.
Он отметил хорошие знания по теории ткачества и высоко; оценил выполненные работы по практике, особенно отметив учениц: Софью Борадзову, Софью Дзуцеву,

[Back]