Проверяемый текст
Алагова, Лариса Черменовна. Педагогические и социокультурные факторы развития женского образования в Осетии : Конец XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2004)
[стр. 93]

93 стремление к учебе было налицо.
Желающих учиться
было много больше, чем могли вместить маленькие и неудобные помещения школ.
С трудом добиваясь открытия школ, учительницы нередко брали на себя материальные расходы, приобретая на свои средства учебники и учебные пособия, письменные принадлежности для девочек, зачастую работали без оплаты, предоставляли под школу свои дома.
Например, учительница Ногкауской школы Кайтова за свой счет решала проблемы отопления и «делала значительные жертвы ради существования школы».144
Педагогическая деятельность была самой распространенной сферой применения труда образованных женщин.
Они работали и в государственных учебных заведениях, в основном, в женских гимназиях и училищах настоятельницами, учительницами, классными дамами, и в частных учебных заведениях (см.
приложение 8).
Женщины занимались также индивидуальной учебной и организаторской деятельностью в качестве гувернанток, домашних учительниц, открывали частные учебные заведения гимназии, пансионаты, школы, приготовительные классы.
Во 2-й Владикавказской женской гимназии с 1912 по 1920 гг.
работала выпускница Московских высших женских курсов Екатерина Иосифовна Васильева.
Начальницей Владикавказской Ольгинской школы была Людмила Ивановна Прижевальская, окончившая курс в Московском Александровском институте, учительницей русского языка была М.Е.
Ивановская, окончившая Глуховские педагогические курсы.
Среди них встречались также учителя, имевшие образование в Александровском учительском институте, Тифлисском учительском институте.
Сложнее ситуация складывалась в сельских районах.
Так, в 1914 г.
в управление Нальчикского округа был подан проект женской туземной школы.
По замыслу его автора М.И.
Шершуновой, вполне назрело время для открытия в центре Кабарды специальной женской школы.
Население больше 144Там же.
Д.
46.
Л.
84.
[стр. 76]

желающих учиться девочек уже было 224.
А было принято только 80 [151, 24; 25].
Не было средств на постройку помещения w на содержание второго учителя.
Особенно тяжело складывалось положение женских, школ с обеспеченностью их помещениями, хотя и положение мужских школ было не намного' лучше.
Женские школы открывались вsнаемных помещениях,.
и только в редких случаях,им предоставлялась часть помещений.в мужских школах.
Арендуемые у населения помещения?для женских школ составляли? обычно одну, в лучшем случае две комнаты, малопригодные, а то и совсем не пригодные для ведения учебных занятий.
Учителя постоянно жаловались на неудобство помещений, холод, тесноту.
Для детей из бедных семей, плохо одетых, часто необутых, посещение школы и пребывание в холодном помещении было тяжким?испытанием.
Но стремление к учебе было налицо.
Желающих учиться;было
много больше, чем могли вместить маленькие и неудобные помещения школ.
G трудом добиваясь открытия? школ, учительницы нередко брали на себя материальные расходы, приобретая на.
свои средства учебники и учебные пособия; письменные принадлежности для девочек, зачастую? работали? без» оплаты, предоставляли? под? школу свои дома; Например, учительница Ногкауской школы Кайтова за свой счет решала проблемы* отопления и «делала значительные жертвы ради существования школы»
[152, 84].
Выпускницы Владикавказской? женской? школы? самоотверженно трудились в осетинских женских школах.
Среди них Анастасия Хетагурова и Александра Дзугаева в Салугардане, Сали Хадзарагова в Христиановском, Александра Доева и Е.Кулаева —в Хумалаге, Александра Таболова —в Кадгароне, Екатерина Амбалова—в Дарг-Кохе, С.Борадзова —в Даллагкау, Таисия: Дзахсорова, Мария Болиева, Елизавета Татарова, С.Баракова —в сел.
Гизель, Мария Плющ и Фекла Доева —в Ольгинском;

[стр.,156]

содействие.
Строительство школьных зданий для светских школ продвигалось.более быстрыми темпами, так как дирекция,народных училищ отпускала на эти цели больше средств, чем епархиальное ведомство.
В начале XX века осетинское учительство повело борьбу за демократизацию учебно-воспитательного процесса.
Были:проведены съезды: учителей (1905г., 1917г.).
Анализ материалов этих съездов.позволяет сделать вывод об упрочении позицийsсветского образования.
Среди решений съезда: особого внимания: заслуживают введение в: учебные программы таких предметов как естественная история, основы сельского хозяйства, рукоделие, домоводство, гимнастика^ пение, а также разработка: концепции? развития осетинской школы; В работе съездов активно' участвовали и женщиныучителя.
Женская;часть.осетинской интеллигенции внесла неоценимый вклад в развитие женского образования.
С трудом добиваясь открытия школ, учительницы нередко брали на себя материальные расходы, приобретая на свои средства учебникии учебные пособия, письменные принадлежности для девочек, зачастую работали без оплаты, предоставляли под школу свои дома.

Таким образом, система начального и среднего женского образования в Осетии: сложиласьиз различных типов; школ и училищ с различной ведомственной-подчиненностью.
Большая часть женских школ относилась к ведомствам Владикавказской епархии и дирекции народных училищ Терской области; Свои женские школы и училища имели национальные общества, ремесленная управа (общество мещан г.Владикавказа).
Открывались и частные женские школы: Факторами, способствовавшими: появлению: и развитию женского образования в Осетии следует считать присоединение Осетии к России и ее интеграцию в культурное' российское пространство, деятельность православных миссий по созданию системы образования,, появление: осетинской церковной интеллигенции, развитие общественно-политической

[Back]