t 94 всего нуждается в просвещенной матери, жене и хозяйке. Таковую и должна дать школа» . Выпускницы женских школ самоотверженно трудились в сельских и городских учебных заведениях. Среди них Анастасия Хетагурова и Александра Дзугаева в Салугардане, Сали Хадзарагова в Христиановском, Александра Доева и Е. Кулаева —в Хумалаге, Александра Таболова в Кадгароне, Екатерина Амбалова в Дарг-Кохе, С. Борадзова —в Даллагкау, Таисия Дзахсорова, Мария Болиева, Елизавета Татарова, С. Баракова в сел. Гизель, Мария Плющ и Фекла Доева в Ольгинском, Мария Федорова, Госада Хатагова в Садоне, Анна Хурумова в Ардоне.146 Мария Плющ по своей инициативе открыла школу в сел. Ольгинском. Местная пресса отмечала, что «...школа, взлелеянная неусыпными трудами М.Ф. Плющ, пустившая глубокие корни в народном сознании с необходимости женского развития, в настоящее время ведется в образцовом порядке. М.Ф. Плющ вот уже пятый год состоит в ней единственной учительницей и просветительницей нового женского поколения в осетинском селении; она сумела так поставить свое любимое дело, что у нее в настоящее время насчитывается 82 девочки. Они приучены к порядку, умеют вести себя прилично в классе и с посторонними, читают басни, стихотворения и I м молитвы толково и понятно». Законоучителем в этой школе был известный священник Николай Джиоев, окончивший Тифлисскую семинарию. Он служил во многих приходах Владикавказской епархии, в военном ведомстве, где преподавал Закон Божий. В 1907 году была открыта Махчесская женская церковно-приходская школа. Заведующим был Лаврентий Церетели, он же преподавал Закон 145ЦГА КБР Ф. 6. On. 1. Д. 933. Л. 45 146Материалы... С. 144—146. 147Терские ведомости. 1887. № 132. 148В.Е.В. 1907. № 13. С. 147. |
желающих учиться девочек уже было 224. А было принято только 80 [151, 24; 25]. Не было средств на постройку помещения w на содержание второго учителя. Особенно тяжело складывалось положение женских, школ с обеспеченностью их помещениями, хотя и положение мужских школ было не намного' лучше. Женские школы открывались вsнаемных помещениях,. и только в редких случаях,им предоставлялась часть помещений.в мужских школах. Арендуемые у населения помещения?для женских школ составляли? обычно одну, в лучшем случае две комнаты, малопригодные, а то и совсем не пригодные для ведения учебных занятий. Учителя постоянно жаловались на неудобство помещений, холод, тесноту. Для детей из бедных семей, плохо одетых, часто необутых, посещение школы и пребывание в холодном помещении было тяжким?испытанием. Но стремление к учебе было налицо. Желающих учиться;было много больше, чем могли вместить маленькие и неудобные помещения школ. G трудом добиваясь открытия? школ, учительницы нередко брали на себя материальные расходы, приобретая на. свои средства учебники и учебные пособия; письменные принадлежности для девочек, зачастую? работали? без» оплаты, предоставляли? под? школу свои дома; Например, учительница Ногкауской школы Кайтова за свой счет решала проблемы* отопления и «делала значительные жертвы ради существования школы» [152, 84]. Выпускницы Владикавказской? женской? школы? самоотверженно трудились в осетинских женских школах. Среди них Анастасия Хетагурова и Александра Дзугаева в Салугардане, Сали Хадзарагова в Христиановском, Александра Доева и Е.Кулаева —в Хумалаге, Александра Таболова —в Кадгароне, Екатерина Амбалова—в Дарг-Кохе, С.Борадзова —в Даллагкау, Таисия: Дзахсорова, Мария Болиева, Елизавета Татарова, С.Баракова —в сел. Гизель, Мария Плющ и Фекла Доева —в Ольгинском; Мария Федорова, Госада Хатагова —в Садоне, Анна Хурумова в Ардоне [69,144-146]. Мария Плющ по своей инициативе открыла школу в сел. Ольгинском. Местная*пресса отмечала, что «...школа, взлелеянная неусыпными трудами МФ.Плющ, пустившая* глубокие корни* в народном сознании с необходимости женского развития, в*настоящее время ведется в образцовом■ порядке; М.Ф.Плющ вот уже пятый* год состоит; в ней* единственной* учительницей и просветительницей нового женского поколения в осетинском* селении; она сумелатак поставить свое любимое дело, что у нее в настоящее время насчитывается 82 девочки. Они приучены к порядку, умеют вести себя прилично в классе и с посторонними, читают басни, стихотворения; и молитвыч толковои понятно» [107]. Законоучителем* в этой школе был известный; священник Николай Джиоев, окончивший; Тифлисскую семинарию. Он служил во многих приходах Владикавказской епархии, в военном ведомстве, где преподавал Закон Божий [27, 147]. В 1907 году была*открыта Махчесская женская церковно-приходская школа. Заведующим был Лаврентий Церетели, он же преподавал Закон Божий: Второй учительницей была Екатерина Церетели. Всего в школе было 63 учащихся; распределенных на пять звеньев [146, 3-5]. Открытием и существованием женских начальных школ осетинское население во многом обязано, прежде всего, инициативе передового учительства и особенно женщин-учителей. Глубоко заботясь-о судьбе горянок, как впрочем, и о судьбе и всего* подрастающего поколения, и идя* навстречу насущным потребностям народных масс, учителя с исключительной энергией и упорством боролись за открытие женских начальных школ. Но борьба эта была нелегкой: На пути к открытию ппсол* им приходилось, сталкиваться* с многочисленными; трудностями самого различного характера: материального, морального и т.п. Требовало большой настойчивости и упорства преодоление косности и бюрократизма царских административных властей; и особенно* чинов; |