Проверяемый текст
Алагова, Лариса Черменовна. Педагогические и социокультурные факторы развития женского образования в Осетии : Конец XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2004)
[стр. 96]

96 ценить «знание русского и туземного рукоделии, хозяйства, умение вести занятия с детьми».
По свидетельству современников, «сельские учителя
и более состоятельные осетины нарасхват берут себе в жены учениц осетинской школы тотчас по окончании последними курса учения».151 Местная пресса отмечала, что «образованные осетинки выходили замуж за выпускников духовных учебных заведений, а последние, поступая на должность сельских учителей, в среде своих соотечественников, имеют в своих женах лучших помощниц в деле обучения в народных мужских и женских училищах; нередко, впрочем, бывает, что муж обучает в школе 152 мальчиков, жена девочек из тех же осетин».
Если на 1 января 1869 года насчитывалось 68 учениц, то на 1 января 1914 года их стало 1612.
В 1920
15^ году в Осетии было 118 работающих учительниц.
К концу 19 началу 20 века к ведомству православного
исповединия относилась Алагирская школа, где обучались 43 девочки, а к ведомству «Общества» Алагиро-Салугарданская с 36 учащимися, ВольноХристиановская с 93 учащимися, Кадгаронская с 22 учащимися, Ольгинская (сельская) с 95 учащимися, Садонская с10 учащимися, Хумалагская с 21 учащимся.1 Все сельские женские церковно-приходские школы были одноклассными.
Двухклассные школы долгое время не получали широкого распространения.
Во всяком случае, в «Отчете наблюдателя церковноприходских школ о состоянии учебно-воспитательной работы в школах
1 Осетии за 1905 —1906 учебный год» отмечено, что таких школ не было.
Появление в селах двухклассных школ зафиксировано в «Сведениях о церковно-приходских школах Владикавказского окружного отделения епархиального училищного за 1914 год».
В двухклассной Алагирской
151Статьи неофициальной части «Терских ведомостей».
1890.
С.
145.
152Терские ведомости.
1898.
№ 214.
153Статистический справочник Северо-Осетинской автономной области.
Владикавказ, 1927.
С 14, 18.
154Материалы...
С.
154.
155Там же.
С.203.
[стр. 78]

сельской администрации.
Относясь к женскому образованию с большим пренебрежением и считая женские школы лишь прихотью отдельных интеллигентов, особенно учителей, они чинили им бесконечные препятствия.
Но, вопреки всему этому, учителя нередко добивались своего.
Во всех осетинских приходах усилиями местных священников открывались церковно-приходские школы, а во многих —и женские.
Как только освящался новый храм, тут же становился вопрос о школе.
Например; когда во: Владикавказе построиливторую осетинскую церковь имени св.
Георгия, ее настоятель Моисей Коцоев стал ходатайствовать перед Епархиальным Училищным*Советом об открытии в своем приходе женской школы [113].
В 1914 году он был заведующим этой школы, а егодочь Люба— учительницей.
Начало XX стало: новым этапом в формировании женской интеллигенции, поднялся: престиж образованной женщины.
Осетины стали; ценить «знание русского и туземного рукоделий, хозяйства, умение вести занятия, с детьми».
По свидетельству современников, «сельские учителя
ш более состоятельные осетины нарасхват берут себе в жены учениц осетинской школы —тотчас по окончании последними курса учения» [104, 145].
Местная пресса отмечала; что «образованные осетинки выходили замуж за выпускников духовных учебных заведений, а последние, поступая на должность сельских учителей, в среде своих соотечественников, имеют в своих женах лучших помощниц в деле обучения в народных мужских и женских училищах; нередко, впрочем; бывает, что муж обучает в школе
мальчиков, жена девочек из тех же осетин» [108].
Если на 1 января 1869 года насчитывалось 68 учениц, то на 1января 1914 года их стало 1612; В1920
году в Осетии было 118 работающих учительниц [103; 14; 18].
К,концу 19 началу 20 века к ведомству православного
исповедания относилась Алагирская школа, где обучались 43 девочки, а к ведомству «Общества» Алагиро-Салугарданская с 36 учащимися, ВольноХристиановская с 93 учащимися, Кадгаронская с 22 учащимися, Олыинская

[стр.,79]

(сельская) с 95 учащимися, Садонская с10 учащимися, Хумалагская с 21 учащимся [69, 154].
Все сельские женские церковно-приходские школы были одноклассными.
Двухклассные школы долгое время не получали:широкого распространения.
Во всяком случае, в «Отчете наблюдателя; церковноприходских школ о состоянии учебно-воспитательной работы в школах
Осетии за 1905 1906 учебный год» отмечено, что таких школ не было [69, 203].
Появление в селах двухклассных школ зафиксировано в «Сведениях о церковно-приходских школах Владикавказского окружного отделения епархиального училищного за 1914 год».
В двухклассной Алагирской
грузинской школе обучалась 41 девочка, во Владимирской —4, в Махческой —9, в Христиановской —19 [69, 205; 209].
Анализ аналогичных сведений за 1915 год показывает, что за год численность учениц увеличилась, везде, кроме Алагирской школы, и составила во Владимирской 10 человек, в Махческой—17 [69,219].
Совершенно очевидно, что сельские женские школы стали результатом деятельности православных миссий, прежде всего, «Общества по восстановлению православного христианства на; Кавказе», а также — результатом подвижнического труда осетинской церковной интеллигенции, в; том числе женской, которую поддерживали сельские общества.
К началу XX века женское образование было организовано более чем в 40 селах,, в том,’числе: и в горных.
В большинстве; школ практиковалось обучение мальчиков и девочек в совместных школах.
Анализ статистических данных свидетельствует об увеличении численности учащихся девочек в начале XX века.
(См.
Приложение, таблица№1) Большую заботу о женском образовании проявляли городские храмы и национальные общины.
К 1914 году в ведомстве Владикавказской епархии были одноклассные школы при Братской церкви (18учениц), при Вознесенской (26 учениц), при Константно —Еленинской (42 ученицы)на

[Back]