леко не всегда адекватные ее интересам и целям. Общество «опекает» человека от рождения до смерти. Оно вмешивается в его жизнь, навязывает ему свои законы и нормы поведения; повелевает его мыслями, подчиняя общим культурным шаблонам. А.И. Арнольдов подчеркивает, что большая опасность таится в том, что в результате происходящих социальных коллизии человек теряет не только веру в себя, но и вообще интерес к самому себе. Рождается особый социальный тип человека, человек-схема, равнодушный ко всему окружающему, к природе, духовным ценностям. И далее автор указывает, что большинство людей негативно и даже враждебно относятся к людям выдающимся, необычным, творческим. Подавляющее большинство всегда лишено творческих качеств, их творческий потенциал ограничен и беден, им чужд «порыв духа», они ближе к рутине, к сохранению в себе старого, однообразного, монотонного, и предъявлять им по этому поводу какие-то требования по менынеимере наивно, несерьезно. Вместе с тем, стремясь побороть подобный гнет социального влияния, личность способна занять жестко негативную позицию по отношению к разделяемым социумом ценностям. Она тем самым демонстрирует проявление учебно-профессионального инфантилизма в форме активного противодействия и/или непринятия норм и ценностей образовательного и профессионального социума. Учебно-профессиональный инфантилизм выступает продуктом подобных «ограничителей», стереотипов бытия. При этом важным критерием диагностики учебно-профессионального инфантилизма являются: негативное отношение студентов к своим сокурсникам, стремящимся достигать высоких результатов, демонстрирующим стремление к освоению знании; негативное отношение к существующим формальным нормам и ценностям образовательного социума, формам работы и взаимодействия педагогов и студентов; 85 |
го, изучение взаимосвязей оказывается неполным, если они не доводятся до уровня отдельных индивидов, до уровня реальной жизни. Л.И. Арнольдов отмечает: человек современного общества постоянно живет на ограничителе. То от него требуется правильное социальное происхождение, то возрастной ценз. Важна «правильная анкета», но не ум и талант, в анкете не фиксируемые. Так и получается, что человек живет в мире перевернутых ценностей и ему остается надеяться только на себя. А это, возможно, необратимо трансформирует его социальное видение и социальную психику. Перед ним встает волнующая проблема: в какой мере он как личность способен творить свою жизнь и выполнять предъявляемые к нему требования, далеко не всегда адекватные его интересам и целям. Общество «опекает» человека от рождения до смерти. Оно вмешивается в его жизнь, навязывает ему свои законы и нормы поведения; повелевает его мыслями, подчиняя общим культурным шаблонам. А.И. Арнольдов подчеркивает: что большая опасность таится в том, что в результате происходящих социальных коллизий человек теряет не только веру в себя, но и вообще интерес к самому себе. Рождается особый социальный тип человека, человек схема, равнодушный ко всему окружающему, к природе, к духовным ценностям. И далее автор указывает, что большинство людей негативно и даже враждебно относятся к людям выдающимся, необычным, творческим. Подавляющее большинство всегда лишено творческих качеств, их творческий потенциал ограничен и беден, им чужд «порыв духа», они ближе к рутине, к сохранению в себе старого, однообразного, монотонного и предъявлять им поэтому поводу какие-то требования по меньшей мере наивно, несерьезно [11]. Социально-профессиональный инфантилизм выступает продуктом подобных «ограничителей», стереотипов бытия. При этом важным критерием диагностики социально-профессионального инфантилизма является негативное отношение учащихся к своим сокурсникам, достигающим высоких результатов, |