существовала до середины XIX в., а некоторые её элементы сохранились до наших дней [36]. На этом этапе изучение творчества строилось на основе знаний, накопленных еще древнегреческими и древнеримскими мыслителями, таких как Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Квинтилиан и др. Сократ, в частности, считал, что труд учителя это искусство, для овладения которым необходимо божественное призвание. Эти высказывания не были самостоятельными педагогическими теориями, а являлись компонентами философских систем или проектов организации общества. Весьма значимыми для последующего развития педагогической мысли имели идеи философов об опоре воспитания на принципы этики и психологии, о единстве умственного, нравственного и физического воспитания, о возрастной периодизации развития человека и др. В сочинении древнеримского ученого М. Квинтилиана «О воспитании оратора», явившимся, по существу, первым специальным трудом, где был обобщён некоторый опыт обучения и воспитания, сформулированы требования к учителю и воспитателю, содержались важные указания на необходимость учёта индивидуальных особенностей обучаемых, в нем он высказал важную мысль о том, что творчество преподавателя заключается в правильном выборе средств обучения, основанном на соблюдении определенных правил [156, С. 13]. Весьма интересными представляются различные по жанру сочинения гуманистов эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтеиь и др.), в которых выдвигались идеи всестороннего и гармоничного развития духовных и физических сил человека, светского образования на базе усвоения культурного наследия античного мира и достижений бурно развивавшихся в тот период научных знаний. В своих сочинениях чешский мыслитель Я.А. Комснский обобщил и теоретически осмыслил практику европейского обучения и воспитания, создал стройную педагогическую систему. В «Великой дидактике» им рас |
С созданием первых петровских шкод (1698 1725 гг.) начинают складываться основные источники их комплектования преподавателями: а) подготовка российских учителей за границей; б) приглашение преподавателейиностранцев; в) приглашение на преподавательскую работу лучших выпускников вузов; г) приглашение для преподавания в вузы лучших отечественных ученых и педагогов. Подобная практика комплектования военно-учебных заведений преподавательским составом существовала до середины XIX в., а некоторые ее элементы сохранились до наших дней [48]. На этом этапе изучение творчества строилось на основе знаний, накопленных еще древнегреческими и древнеримскими мыслителями, таких как Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, и идей европейских ученых, которые рассматривали деятельность учителей. Сократ, например, считал труд учителя искусством, для овладения которым необходимо божественное призвание. Эти высказывания не были самостоятельными педагогическими теориями, а являлись компонентами философских систем или проектов организации общества. Для последующего развития педагогической мысли большое значение имели идеи философов об опоре воспитания на принципы этики и психологии, о единстве умственного, нравственного и физического воспитания, о возрастной периодизации развития человека и др. В сочинении древнеримского ученого М.Ф. Квинтилиана «О воспитании оратора», явившимся, по существу, первым специальным трудом, где был обобщён опыт обучения, сформулированы требования к учителю и воспитателю, в нем содержались указания на необходимость учёта индивидуальных особенностей обучаемых, и в ней он высказал важную мысль о том, что творчество преподавателя заключается в правильном выборе средств обучения, основанном на соблюдении определенных правил [186, С. 13). В различных по жанру сочинениях гуманистов эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень и др.) выдвигались идеи всестороннего и гармоничного развития духовных и физических сил человека, светского образования на базе усвоения культурного наследия античного ми ра и достижений бурно развивавшихся в тот период научных знаний. В своих сочинениях чешский мыслитель Я.А. Коменский обобщил и теоретически осмыслил практику европейского обучения и воспитания, создал стройную педагогическую систему. В «Великой дидактике» им рассмотрены основные проблемы обучения и воспитания. Коменский явился основоположником классно-урочной системы обучения. Его педагогическая теория была изложена в капитальном труде «Общий совет об исправлении дел человеческих», одна из частей которого «Пампедня» полностью посвящена педагогическим вопросам, В частности, в ней впервые сформулирована и раскрыта идея непрерывного образования и воспитания человека на протяжении всей жизни, изложены требования к подготовке книг как главного инструмента образования и т.д. Я.А. Коменский утверждал новый взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем» [цит. по 171. С. 5.]. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества. По его мнению, творчество преподавателя как педагога заключается в создании соответствующей “методы1 ', позволяющей “соблюдать все способы раскрытия познавательных способностей и применять их сообразно обстоятельствам” [98]. В конце XVII века в России начинается создание регулярной армии и флота. В этот период благодаря реформам Петра I военное образование становится самостоятельной отраслью специального образования, как системы подготовки военных кадров. Творческие проблемы, разрабатываемые передовой педагогической мыслью, находили свое отражение в деятельности военно-учебных заведений, последовательно развивались военной педагогикой. Ряд интересных предложений, мыслей, связанных с творчеством преподавателя, родился непосредственно в армейской среде. В профессиональной деятельности военно-педагогических кадров появилось новое направление |