В 1920-1925 гг. подготовка военно-педагогических кадров стала отличаться структурной определенностью и целостностью. Она включала в себя разнообразные образовательные учреждения, обеспечивающие потребности существующих в то время вузов в преподавателях всех циклов учебных дисциплин. Причем подготовка военно-педагогических кадров осуществлялась как для средних, так и для высших военно-учебных заведений. В этот период в связи с расширением сети военно-учебных заведений проблема творческой военно-педагогической деятельности военнопедагогических кадров становится еще более актуальной. Огромный вклад в теорию и практику становления и развития новых форм и методов подготовки офицеров внесли труды М.И. Калинина, Н.И. Подвойского, П.И. Изместьева, М.В. Фрунзе, С.С. Каменева, Б.М. Шапошникова и др. В частности, в статье М.В. Фрунзе «Вопросы высшего военного образования» говорилось о том, что профессорско-преподавательский состав вузов представляет собой цвет армии, так как его творческий труд прошел испытание в горниле гражданской войны, длительной совместной работой [155]. Велики заслуги Б.М. Шапошникова, который за три с половиной года, что он руководил Военной академией имени М.В.Фрунзе, добился значительного повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, постоянно заботился о развитии инициативы и творчества в работе профессорско-преподавательского состава. Отмечая заслуги Б.М. Шапошникова в научной и педагогической деятельности Высшая аттестационная комиссия в мае 1935 года присвоила ему ученое звание профессора. Активность и творчество российских ученых педагогов и практиков 20-х гг. XX веке во многом подготовили новаторскую педагогику А.С. Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании в 30-е годы командноадминистративные методы руководства управления, он противопоставил им педагогику гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Он считал, |
сии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воепитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, — одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения» [цит. по: 171. С. 6]. Дальнейшее изучение профессионального творчества связано с развитием системы подготовки преподавателей для военно-учебных заведений в советский период. С созданием в 1919-1921 гг. Высших военнопедагогических школ начинается плановая подготовка преподавателей военных и общеобразовательных предметов для военно-учебных заведений первой ступени. Слушатели школ получали психолого-педагогическую, военную и общепрофессиональную подготовку. С 1924 г. система подготовки преподавательских кадров дополняется важнейшим элементом адъюнктурой, в которой готовились преподаватели всех циклов учебных дисциплин для высшей военной школы. В 1925 г. с образованием при Военно-политической академии общественнопедагогического факультета начинается плановая подготовка преподавателей социально-экономического цикла [157]. Организационно подготовка преподавателей вузов в 1920-1925 гг. отличалась структурной определенностью и целостностью. Она включала в себя разнообразные образовательные учреждения, обеспечивающие потребности существующих в то время вузов в преподавателях всех циклов учебных дисциплин. Причем подготовка военно-педагогических кадров осуществлялась как для средних, так и для высших военно-учебных заведений. В этот период в связи с расширением сети военно-учебных заведений проблема творческой профессиональной деятельности военнопедагогических кадров становится еще более актуальной. Поиску новых форм и методов подготовки офицеров посвящаются работы М.В. Фрунзе, С.С. Каменева, Б.М. Шапошникова и др. В частности, в статье М.В. Фрунзе “Вопросы высшего военного образования” говорилось о том, что профессорско-преподавательский состав вузов представляет собой цвет армии, так как его творческий труд прошел испытание в горниле гражданской войны, длительной совместной работой [184. С. 241-242]. Необходимо отметить Б.М. Шапошникова, который за три с половиной года, что он руководил Военной академией имени М.В.Фрунзе, добился значительного улучшения качества учебно-воспитательного процесса, повысил инициативу и творчество в работе профессорско-преподавательского состава. Отмечая заслуги Б.М. Шапошникова в научной и педагогической деятельности, Высшая аттестационная комиссия в мае 1935 года присвоила ему ученое звание профессора [189. С. 20]. Поиски российских ученых теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику А.С. Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командноадминистративные методы управления, он противопоставил им педагогику гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Он считал, что никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда эффективно, никакая система воспитательных средств не может быть установлена навсегда. В его методике четко определена решающая роль руководителя и его ответственность за единство педагогических действий воспитателей. А.С. Макаренко высказал мысль, что научить творческому труду задача трудная, поскольку надо заставить человека мыслить, видеть, смотреть, находить, размышлять [124. С. 108]. Наряду с этим добавлял: “Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает ее пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой личности и таланта” [124. С. 95]. Он считал, что работа воспитателя са |