ти и условия его оптимизации [14]. Историко-теоретический анализ творческого наследия выдающихся деятелей прошлого и современности, исследований ученых, деятельности педагогов-практиков позволил сделать некоторые теоретические обобщения: во-первых, в педагогическом творчестве определяющая роль принадлежит личности человека-творца, его индивидуально-психологическим особенностям. В связи с этим, усилия ученых направляются на изучение тех факторов и условий, которые способствуют формированию необходимых профессионально-важных качеств личности, позволяющих военнопедагогическим кадрам творчески решать профессиональные задачи [137]. К ним относят: гибкость мысли, предвидение, интеллектуальную инициативу [27,28], развитое творческое мышление, творческое воображение, целеустремленность, личную ответственность [20]. В.А. Канн-Калик, исследовавший однотипные виды творческой деятельности: театральную и педагогическую, пришел к выводу, что у преподавателя следует формировать профессиональные творческие образования, которые оказывают активное воздействие на творчество в целом: творческое самочувствие, искусство общения и педагогическую импровизацию [71]. В своих исследованиях ученые выделяют типы творчески работающих преподавателей [84,162]. Известный советский педагог В.Н. Сорока-Росинский дал яркие характеристики таких типов преподавателей как «теористы», «реалисты», «утилитаристы», «артисты-интуитивисты» [66.С. 69-73]. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров предлагают другую типологию преподавателей: «лидеры», «генераторы педагогических идей», «энтузиасты», «исследователи» [72. С. 6972]. В научных трудах В.И. Загвязинского [57. С. 146-147], Э.Г. Костяшкина даются особенности интеллектуального, волевого, эмоционального, организаторского типов преподавателей [84. С. 39-44]; во-вторых, исторический опыт, исследования ученых убеждают в том, что формирование и развитие педагогического творчества преподава40 |
л , Р О С С И Й С К А Я 41 т : \ ч к л я : //, ва военно-педагогических кадров в период его становления," исследованию способностей военно-педагогических кадров применять в работе весь арсенал форм, средств обучения и воспитания, проектировать и создавать новый, более совершенный педагогический опыт [119, 173]. В диссертации В.А. Михайловского предприняты попытки раскрыть сущность, содержание творческого отношения к педагогической деятельности у курсантов вузов, обосновать его критерии [134. С. 227]. С позиций философии A.А. Балаховским проведен анализ воеино-педагогичсского творчества, обоснованы его сущность, механизм и условия оптимизации [20]. Историко-теоретический анализ творческого наследия выдающихся деятелей прошлого и современности, исследований ученых, деятельности педагогов-практиков позволил сделать некоторые теоретические обобщения. Во-первых, в творчестве военно-педагогических кадров решающая роль принадлежит личности человека-творца, индивидуальнопсихологическим особенностям человека. В связи с этим, усилия ученых направляются на изучение тех факторов и условий, которые способствуют формированию необходимых профессионально-важных качеств личности, позволяющих военно-педагогическим кадрам творчески решать профессиональные задачи [163]. К ним относят: гибкость мысли, предвидение, интеллектуальную инициативу [36, 37], развитое творческое мышление, творческое воображение, целеустремленность, личную ответственность [27]. B.А. Канн-Калик, исследовавший однотипные виды творческой деятельности: театральную и педагогическую, пришел к выводу, что у преподавателя следует формировать профессиональные творческие образования, которые оказывают активное воздействие на творчество в целом: творческое самочувствие, искусство общения и педагогическую импровизацию [89]. В своих исследованиях ученые выделяют типы творчески работающих преподавателей [103, 194]. Известный советский педагог В.Н. СорокаРосинский дал яркие характеристики таких типов преподавателей как “теористы’', “реалисты’’, ''утилитаристы”, ‘‘артисты-интуитивисты” [83. С. 69-73]. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров предлагают иную типологию преподавателей: “лидеры”, “генераторы педагогических идей”, “энтузиасты”, “исследователи” [90. С. 69-72]. В работах В.И. Загвязинского [71. С.146-147], Э.Г. Костяшкина даются особенности интеллектуального, волевого, эмоционального, организаторского типов преподавателей [103. С. 39-44]. Во-вторых, исторический опыт, исследования ученых убеждают в том, что формирование и развитие профессионального творчества военнопедагогических кадров это сложный и продолжительный процесс. Он обуславливается не только врожденными особенностями человека, но и формированием гармонично-развитой личности преподавателя, развитием его интеллектуальных качеств, повышением уровня профессионального творчества, включением в активную самостоятельную творческую профессиональную деятельность, изучением передового профессионального творческого опыта, поддержанием творческой мотивации, созданием условий для профессионального творчества и т.д. [71. С.146-147]. Таким образом, результаты, полученные учеными, свидетельствуют: необходимо акмеологическое сопровождение военно-педагогических кадров, обеспечивающее комплексное поэтапное воздействие на личность преподавателя с целью достижения преподавателями своего профессионального творческого «акме». В-третьих, обобщая различные подходы к исследованию творчества преподавателя, логично предположить, что по своей сути она представляет собой деятельность, отличающуюся новизной, оригинальностью, прогрессивностью, а по форме выражения самовыражение, саморазвитие личности преподавателя. Анализ литературных источников показывает, что исследователи подходят к проблеме творчества военно-педагогических кадров в зависимости от предмета исследования (сущность, механизм, процесс, результат творчества), выделяют философский, психологический и педагогический подходы к его изучению. |