r J ’occimt'KAfl 4i с Д ;РСТЗ£Н 1 )ая 4Î БИБЛИОТЕК.* телей высших военных училищ это сложный и продолжительный процесс. Он обуславливается не только врожденными индивидуальнопсихологическими особенностями человека, но и формированием гармонично-развитой личности преподавателя, развитием его интеллектуальных качеств, повышением уровня его педагогического творчества, включением в активную самостоятельную творческую военно-педагогическую деятельность, изучением передового педагогического опыта, поддержанием творческой мотивации, созданием необходимых педагогических условий для педагогического творчества и т.д. [57. С. 146-147]; в-третьих, анализируя и систематизируя различные подходы к исследованию учеными педагогического творчества преподавателя военного вуза логично предположить, что по своей сути она представляет собой деятельность, отличающуюся новизной, оригинальностью, прогрессивностью, а по форме выражения самовыражение, саморазвитие личности преподавателя. Обзор литературных источников показывает, что исследователи подходят к проблеме педагогического творчества преподавателей в зависимости от предмета исследования (сущность, механизм, процесс, результат творчества), выделяют несколько подходов к его изучению: философский, психологический и педагогический подходы. Собственно философский подход характерен тем, что творчество преподавателя рассматривается как деятельность, порождающая нечто новое, в процессе которой осуществляется самопроизводство, саморазвитие социальных сил человека [43,149], как процесс творческого решения проблем, нестандартных задач [70,159]. Большинство представителей психологического подхода связывают педагогическое творчество с развитием психических процессов личности. В рамках этого подхода творчество понимается как творческое мышление (А.А. Балаховский, Б.С. Мейлах, Я.А. Пономарев, К.С. Пигров) [122, 123, 127]; особый стиль мыслительной деятельности, направленный на постановку проблемы, нестандартное решение педагогических задач [93.С. |
С. 69-73]. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров предлагают иную типологию преподавателей: “лидеры”, “генераторы педагогических идей”, “энтузиасты”, “исследователи” [90. С. 69-72]. В работах В.И. Загвязинского [71. С.146-147], Э.Г. Костяшкина даются особенности интеллектуального, волевого, эмоционального, организаторского типов преподавателей [103. С. 39-44]. Во-вторых, исторический опыт, исследования ученых убеждают в том, что формирование и развитие профессионального творчества военнопедагогических кадров это сложный и продолжительный процесс. Он обуславливается не только врожденными особенностями человека, но и формированием гармонично-развитой личности преподавателя, развитием его интеллектуальных качеств, повышением уровня профессионального творчества, включением в активную самостоятельную творческую профессиональную деятельность, изучением передового профессионального творческого опыта, поддержанием творческой мотивации, созданием условий для профессионального творчества и т.д. [71. С.146-147]. Таким образом, результаты, полученные учеными, свидетельствуют: необходимо акмеологическое сопровождение военно-педагогических кадров, обеспечивающее комплексное поэтапное воздействие на личность преподавателя с целью достижения преподавателями своего профессионального творческого «акме». В-третьих, обобщая различные подходы к исследованию творчества преподавателя, логично предположить, что по своей сути она представляет собой деятельность, отличающуюся новизной, оригинальностью, прогрессивностью, а по форме выражения самовыражение, саморазвитие личности преподавателя. Анализ литературных источников показывает, что исследователи подходят к проблеме творчества военно-педагогических кадров в зависимости от предмета исследования (сущность, механизм, процесс, результат творчества), выделяют философский, психологический и педагогический подходы к его изучению. Философский подход характерен тем, что творчество преподавателя рассматривается как деятельность, порождающая нечто новое, в процессе которой осуществляется самопроизводство, саморазвитие социальных сил человека [45, 55, 177], как процесс решения проблем, нестандартных задач [88, 190]. Представители психологического подхода связывают творчество с развитием психических процессов личности. В рамках этого подхода творчество понимается как: 1) творческое мышление (А.А. Балаховский, Б.С. Мейлах, Я.А. Пономарев, К.С. Пигров) [145, 146, 150]; 2) особый стиль мыслительной деятельности, направленный на постановку проблемы, нестандартное решение педагогических задач [115. С. 37]; 3) особый вид чувствительности к различным объектам реальности, привлекаемым в учебно-воспитательный процесс в целях более эффективного воздействия на личность учащегося [8, 9]; 4) психологическая установка на осознание объекта творчества [158. С. 53]; 5) сложный психолого-педагогический процесс, в ходе которого учитель проектирует и формирует личность ученика [77]. В большинстве педагогических работ творчество преподавателя рассматривается как: определенный личностный компонент (А.В. Барабанщиков, С.С. Муцынов, В.А. Солоницын) [27. С. 27, 32]; элемент, черта педагогического мастерства (В.А. Михайловский, И.Г, Слюсаренко, Я.И. Тарая) [133. С. 57]; процесс создания передового педагогического опыта (И.П. Раченко, Н.П. Тучкин, С.П. Черняев) [161. С. 207]; А.А. Балаховский [21], В.И. Загвязинский, М.М. Поташник, В.А. Сластенин [140, 170, 172] и др. считают, что педагогическое творчество сама педагогическая деятельность, направленная на оригинальное, новое решение педагогических задач. |