преподавателей высших военных училищ тыла и педагогических условий его развития и недостаточной их изученностью. Невозможно развивать профессиональное творчество преподавателей, не зная основных компонентов структуры профессионального творчества, педагогических условий положительно влияющих на процесс его развития и совершенствования. Разрешение противоречий, сдерживающих и тормозящих процесс развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла предполагает рассматривать эту работу как комплекс разнообразных мер, направленных на создание необходимых педагогических условий для повышения уровня развития творчества преподавателей. В соответствии с этим была разработана модель системы развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла, опытно-экспериментальная проверка которой излагается во второй главе диссертации. 1.3. М одель системы развития педагогического твор ч ества преподавателей вы сш их военных училищ ты ла Процесс развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла можно представить в виде модели, путем выделения закономерных связей, принципов, структуры, функций, направлений и других аспектов творчества в военно-педагогической деятельности. Существуют различные определения модели. Согласно философскому подходу, модель это аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретического образования и т.п. Этот аналог служит для хранения и расширения знания об оригинале, конструирования оригинала, преобразования или управления им. В психологии моделями (лат. modulus мера, образец) считают специальные |
не зная основных компонентов структуры профессионального творчества, положительно влияющих на этот процесс. Исходя из перечисленных противоречий, логично предположить, что, усиливая положительное и уменьшая негативное влияние различных внутренних и внешних условий можно снизить их остроту и тем самым добиться повышения уровня профессионального творчества преподавателя. Научное обобщение вузовской практики, анализ условий и противоречий, оказывающих влияние на творчество преподавателя, позволяет сделать вывод о том, что содержание работы по развитию профессионального творчества целесообразно рассматривать как комплекс разнообразных мер, направленных на создание необходимых условий для повышения уровня развития творчества преподавателей. В соответствии с этим была разработана модель развития профессионального творчества военно-педагогических кадров вузов военно-технического профиля, опытно-экспериментальная проверка, которой излагается во второй главе диссертации. 1.4. Модель развития профессионального творчества военно-педагогических кадров вузов военно-технического профиля С точки зрения системно-целостного подхода обобщения о процессе развития профессионального творчества военно-педагогических кадров вузов военно-технического профиля можно представить в виде модели путем выделения закономерных связей, принципов, структуры, функций, направлений и других аспектов профессиональной творческой деятельности. Существуют различные определения модели. Согласно философскому подходу, модель это аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретического образования и т.п. Этот аналог служит для хранения и расширения знания об оригинале, конструирования оригинала, преобразования или управления им. В п с и х о л о г и й моделями (лат. modulus мера, образец) считают специальные искусственно созданные объекты, по своим определенным характеристикам сходные с реальными объектами, подлежащими изучению [138]. С гносеологической точки зрения, модель это «представитель», заместитель оригинала в познании и практике. Специалисты считают, что число различных толкований модели достигло уже нескольких десятков и наблюдается тенденция к его увеличению [138]. Поэтому в справочной литературе это понятие обычно раскрывается через перечисление отдельных конкретных видов моделей. Наиболее существенные и распространенные варианты трактовки модели: 1) модель как тип конструкции (например, автомобиль такой-то модели, модельная обувь или одежда. Отсюда создатель такой одежды — модельер, а ее демонстратор — модель, в частности, топ-модель); 2) модель как эталон для копий, образец для подражания (например, госстандарт для какой-либо продукции, оригинал скульптуры из глины, в дальнейшем воплощаемый в металле, камне или дереве. Отсюда натурщика, т. е. человека, позирующего художнику, скульптору, фотографу, тоже часто называют моделью, в частности, фотомоделью); 3) специальное представление какого-либо объекта, реконструирующее его существенные (в определенном контексте) черты. В познавательном процессе вообще, и в психологическом исследовании в частности, модель рассматривается преимущественно в третьем значении. Моделируемыми объектами в психологии в самом общем плане выступают психика (с ее психофизиологическими механизмами), личность, деятельность, общение, поведение. В нашем исследовании под акмеологической моделью мы понимаем систему объектов и знаков, воспроизводящих существенные свойства объекта оригинала —идеального образа профессиональной творческой деятельности военно-педагогических кадров вузов военно-технического профиля [62. |