Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 100]

Диссертант уточняет роль изучаемого явления в межэтнических отношениях и предлагает собственную трактовку определения этнических стереотипов общения, указывая, что это общепризнанные шаблоны коммуникативного поведения, приуроченные к типичным,., часто повторяющимся .
ситуациям: иноэтнического и
внутриэтнического взаимодействия: приветствие, прощание, представление во время, знакомства, выражение благодарности, поза, жесты, мимические движения.

В период духовного кризиса и отчужденности друг от друга люди больше,, чем когда-либо испытывают дефицит человеческого отношения и добрососедских отношений, одной из форм проявления и утверждения которой являются традиционные стереотипы вежливости.
Разрушение традиционных стереотипных форм общения приводит к дегуманизации межличностных отношений.
Дегуманизации этнического и межличностного общения противостоит этноэтикет, состоящий из урегулированных и регламентированных
сфер проявления этнических стереотипов* и представляет собой ядро, организующий центр этнической культуры и межэтнического взаимодействия.
2.2.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В силу своей истории и географии Россия была и остаётся, одним из самых многоэтничных государств мира, а российская многонародная нация (по словам русского философа Михаила Ильина) была и будет существовать, если достойно встретит вызовы нового века и если сама себя не разрушит по 128 причине плохого самопонимания и управления .
В последнее десятилетие этнический фактор актуализирован не только на Северном Кавказе, но и в России и мире.
В первую очередь, это связано с распадом СССР, массовыми миграциями, ростом эгнонационализма, ив 100 Тшиков В.Д.
Этнология и политика.
Научная публицистика.
М., 2001.
С.
160.
[стр. 98]

98 обмена.
Отсюда вытекает проблема межэтнических контактов и их результатов.
Известно, что состояние и потребности этнического общения обуславливают содержание и специфику межэтнического общения, а межэтнические контакты воздействуют на систему внутриэтнического общения, внося в него определенные коррективы и даже изменения.
Этнические стереотипы невозможно рассматривать отдельно от культуры общения, так как межэтническое общение не изолированная область социальной жизни, это механизм, обеспечивающий координацию, функционирование всех элементов человеческой культуры.
Культура межэтнического общения система специфичных для данного этноса стереотипизированных форм, принципов, способов коммуникативной деятельности, культуры этноса в целом.
Это система этнических стереотипов поведения и мышления, которая специально адаптирована для выполнения социально значимых функций в жизни этносов.
Как и любая другая система, межкультурное общение состоит из множества внутренне организованных элементов.
Одним из структурных элементов является этнический стереотип коммуникации.
В тех случаях, когда возникает необходимость заострить внимание на их этнической специфике, можно говорить об этнокультурных стереотипах общения.
Соискатель считает, что этнические стереотипы общения это общепризнанные шаблоны коммуникативного поведения, приуроченные к типичным, часто повторяющимся ситуациям иноэтнического и внутриэтнического взаимодействия: приветствие, прощание, представление во время знакомства, выражение благодарности, поза, жесты, мимические движения.
Специфика подобных, в сущности универсальных форм человеческой активности проявляется, прежде всего, в способе их развертывания, в способе структурирования типовых ситуаций взаимодействия.
Сошлемся на ряд примеров.
Например, у абхазов, у многих других этносов Кавказа русскому “здравствуйте” соответствует по крайне мере три десятка специализированных приветствий: специализация

[стр.,108]

108 этносов, их отношения на производстве и в быту.
Вошедшие в быт, ставшие привычкой этнические стереотипы прочно сливаются со стилем жизни.
Культура отношений является нравственной великой ценностью, на которой строится культура межэтнического общения.
Таким образом, благодаря этническим стереотипам культура человеческих отношений аккумулирует в себе опыт, сложившийся в процессе взаимодействия этносов в различных сферах жизнедеятельности материальной, /Духовной, политической, и тех конкретных форм взаимовлияния, которые складываются в процессе этой деятельности.
Как сторона духовной жизни общества культура межэтнического общения предполагает создание духовных ценностей особого рода, в которых закреплены общечеловеческие стереотипы как обязательные условия взаимодействия различных этносов.
Этнические стереотипы в культуре межэтнического общения имеют программирующий характер, ибо имеют возможность предвосхищать возможные варианты поведения.
Диссертант уточняет роль изучаемого явления в
межэтнической коммуникации и предлагает собственную трактовку определения этнических стереотипов общения, указывая, что это общепризнанные шаблоны коммуникативного поведения, приуроченные к типичным, часто повторяющимся ситуациям иноэтнического и внутриэтнического взаимодействия: приветствие, прощание, представление во время знакомства, выражение благодарности, поза, жесты, мимические движения.
В период духовного кризиса и отчужденности друг от друга люди больше, чем когда-либо испытывают дефицит человеческого отношения и добрососедских отношений, одной из форм проявления и утверждения которой являются традиционные стереотипы вежливости.
Разрушение традиционных стереотипных форм общения приводит к дегуманизации межличностных отношений.
Дегуманизации этнического и межличностного общения противостоит этноэтикет, состоящий из урегулированных и регламентиро


[стр.,126]

1 2 6 В-третьих, этнические стереотипы общения, представляют собой общепризнанные шаблоны коммуникативного поведения, приуроченные к типичным, часто повторяющимся ситуациям иноэтнического и виутриэтнического взаимодействия: приветствие, прощание, представление во время знакомства, выражение благодарности, поза, жесты, мимические движения.
Благодаря устоявшимся этнокультурным стереотипам происходит негласное pei-улирование общения между представителями различных этносов, их отношения на производстве и в быту.
Вошедшие в быт, ставшие привычкой этнические стереотипы прочно сливаются со стилем жизни.
Культура отношений является нравственной великой ценностью, на которой строится культура межэтнического общения.
В-четвертых, главным фактором возникновению этнических стереотипов поведения и мышления этносов на территории Северного Кавказа, являются этнические традиции и опыт межличностного общения с представителями различных этносов.
Мифологизированное сознание этносов и этнических общностей, проживающих на территории Северного Кавказа, и общинная структура этносов оказывают давлеющее воздействие на индивида, формируя у каждого представителя этноса посредством этнических стереотипов образ принадлежности к своему этносу.
В-пятых, выявление общего, что имеется у различных этносов, ни в коем случае не умаляет их самобытности, а наоборот, помогает подчеркнуть то оригинальное, что создано на основе общих достижений, те зерна, которые прибавлены к общему данным этносом.

[Back]