Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 103]

различных толков и направлений, зачастую переплетающиеся, с традиционными воззрениями, которые еще недавно владели массовым сознанием местных этносов.
Наконец, этносы Северного Кавказа демонстрируют значительное разнообразие культурно-бытовых особенностей.
Это находит отражение в конкретно-этнической вариативности форм материальной и бытовой культуры, специфических устоях мировоззренческих стереотипов, поведенческих нормах.

Особенности жизни в регионе выработали у этносов Северного Кавказа специфические образ жизни и менталитет.

Наиболее ярко это проявлялось в институированных взаимоотношениях этносов, таковыми, например, являются институты почитания старших, гостеприимства, уважения к женщине и др.
Культурная универсальность таких институтов известна, поскольку они характерны для большинства этносов, но их сохранность и бытование, т.
е.
их «исконная» традиционность проявляется не у всех одинаково.
Сплав древних, архаических форм взаимного обхождения с принципами и нормами поведения, возникающими в ответ на условия феодального общества неизбежно ведет к формированию характерных для того периода универсалий культуры.
В культуре общения кавказских народов много общего, так как коммуникативный быт это по преимуществу быт раннефеодального общества со всеми типичными для этой стадии развития принципами, стандартами и атрибутами взаимного обхождения, который затем проявился в этнических стереотипах общения.
Анализ коммуникативного поведения народов Кавказа позволяет выделить несколько основополагающих элементов культуры общения: благожелательность; сдержанность; почитание старших; почитание женщин; гостеприимство.
Эго генеративные принципы, определяющие не только способ реализации социальных связей и отношений, но и специфику этих связей, способ их существования.
Благожелательность первоэлемент традиционных принципов взаимного обхождения, категория, с которой связаны представления об юз
[стр. 110]

1 1 0 языках, принадлежащих к различным группам и подгруппам кавказской, индоевропейской и алтайской языковых семей.
Степень лексикограмматической обособленности языков зачастую весьма значительна, в том числе в пределах языковых подгрупп, отчего взаимопонимание даже между представителями генетических родственных народов порой затруднено.
Этносы, проживающие на территории Северного Кавказа отличаются не только культурой, но и численностью: здесь проживают три крупных этноса (грузины, армяне, азербайджанцы) и в то же время небольшие этносы, насчитывающие до нескольких тысяч человек (ногайцы, табасаранцы).
Соответственно сильно варьируется география расселения этносов от распространенности на достаточно крупных территориальных массивах до замыкания в пределах нескольких или даже одного селения, что имеет место в дагестанском высокогорье.
Пути исторического развития народов Кавказа привели к значительному конфессиональному плюрализму.
Две наиболее распространенные на Северном Кавказе религии христианство и ислам различных толков и направлений, зачастую переплетающиеся с традиционными воззрениями, которые еще недавно владели массовым сознанием местных этносов.
Наконец, этносы Северного Кавказа демонстрируют значительное разнообразие культурно-бытовых особенностей.
Это находит отражение в конкретно-этнической вариативности форм материальной и бытовой культуры, специфических устоях мировоззренческих стереотипов, поведенческих нормах.
Особенности жизни в регионе выработали у этносов Северного Кавказа специфические образ жизни и менталитет.

Сформировались и определенные этнические стереотипы социальных ролей мужчин и женщин.
Роль мужчины это роль воина, защитника родного очага, готового в любую минуту отразить нападение неприятеля, следствием чего является особое отношение к оружию.
Женщина всегда и во все времена имела статус хранительницы очага.
Жизнь в горах в условиях постоянных вооруженных конфликтах, су

[стр.,124]

124 взаимодействия может способствовать сформировавшийся социальный стереотип мышления и поведения.
А как же быть с уже сложившимися этническими стереотипами, впитавшими в себя особенности этнического характера, темперамента, вкусов.
Необходимо помнить, что в исторический опыт любого этноса включаются усвоенные этносом достижения других этносов.
Выявление общего, что имеется у различных этносов, ни в коем случае не умаляет их самобытности, а наоборот, помогает подчеркнуть то оригинальное, что создано на основе общих достижений, те зерна, которые прибавлены к общему данным этносом.
Из вышеизложенного следует, что духовная культура этносов Северного Кавказа представляют собой разнообразие культурно-бытовых особенностей.
Это находит отражение в конкретно-этнической вариативности форм материальной и бытовой культуры, специфических устоях мировоззренческих стереотипов, поведенческих нормах.

Взаимодействие этносов, проживающих на территории Северного Кавказа, обладающих разными этнокультурными традициями, уже само по себе объективно несет заряд, который в случае возникновения межэтнической конфликтности выступает в качестве усугубляющего обстоятельства.
Главным фактором возникновению этнических стереотипов поведения и мышления этносов Северо ~ Кавказского региона, являются этнические традиции и опыт многовекового межличностного общения с представителями различных этносов.
Такие этнические стереотипы едины для этноса в целом, и не подвержены изменениям достаточно длительный промежуток времени.
Этнические стереотипы мышления и поведения, функционирующие в этническом самосознании этносов Северного Кавказа, не могут оставаться неизменными образами.
Под влиянием государственной идеологической доктрины, пропаганды средств массовой информации, а самое главное из знаний, полученных в образовательных учреждениях, можно постепенно из

[стр.,133]

133 поддерживаемые социальными условиями, способны к изменениям в относительно короткий временной период.
Духовная культура этносов Северного Кавказа представляют собой разнообразие культурно-бытовых особенностей.
Это находит отражение в конкретно-этнической вариативности форм материальной и бытовой культуры, специфических устоях мировоззренческих стереотипов, поведенческих нормах.

Диссертантом исследован механизм образования и функционирования этнических стереотипов в духовной культуре на примере СевероКавказского региона и выделены стереотипы, сложившиеся в силу конкретного исторического опыта взаимодействия с другими этносами конфессионального плана, относительно экономического положения, принадлежности к языку.
В работе рассмотрены стереотипы поведения и мышления, раскрыты и проанализированы причины, способствующие нагнетанию межэтнической напряженности.
Взаимодействие этносов, проживающих на территории Северного Кавказа, обладающих разными этнокультурными традициями, уже само по себе объективно несет в себе заряд, который в случае возникновения межэтнической конфликтности выступает в качестве усугубляющего обстоятельства.
Главным фактором возникновению этнических стереотипов поведения и мышления этносов Северо-Кавказского региона, являются этнические традиции и опыт многовекового межличностного общения с представителями различных этносов.
Такие этнические стереотипы едины для этноса в целом, и не подвержены изменениям достаточно длительный промежуток времени.
Этнические стереотипы мышления и поведения, функционирующие в этническом самосознании этносов Северного Кавказа, не могут оставаться неизменными образами.
Под влиянием государственной идеологической доктрины, пропаганды средств массовой информации, а самое главное из

[Back]