различающихся по силе воздействия на адресата: 1) произнесение названной формулы; 2) просьба с прикосновением к головному убору; 3) просьба со снятием головного убора; 4) сбрасывание головного убора на землю. У всех народов Северного Кавказа сражение прекращалось тотчас после того, как женщина, сорвав платок, бросала его между противниками. Известны ситуации, и положения, в которых мужчины обязаны, были оказать женщине помощь или внимание без всякого напоминания с чьейлибо стороны. Например, увидев женщину, рубящую дрова, рекомендовалось вежливо, но, настойчиво отстранив ее, сделать это самому; заметив, арбу с женщинами, приблизившуюся к броду, следовало, оставив все свои дела, помочь путникам переправиться на тот берег.146 147 Сформировались и определенные этнические стереотипы социальных ролей мужчин и женщин. Роль мужчины это роль воина, защитника родного очага, готового в любую минуту отразить нападение неприятеля, следствием чего является особое отношение к оружию. Женщина всегда и во все времена имела статус хранительницы очага. Многие исследователи семейного быта в Ингушетии отмечают большую роль женщины в сфере семейных отношений. Жена хозяина дома являлась основной распорядительницей в. доме. Ей подчинялись снохи, с ней считались и мужчины. Она участвовала в семейных советах, распоряжалась на свадьбах, праздниках и т.д. Отец считался патриархом, авторитет его был непререкаем. Все важные вопросы взаимоотношений с другими родами, общественного быта решались главой семьи. «В делах, касающихся дома, между мужчинами и женщинами было строгое распределение труда и обязанностей, мать, жена главы дома была полновластной хозяйкой. В доме вайнахов жена была не служанкой, как это 1 17 привыкли понимать, а хозяйкой». Вмешиваться в функции хозяйки считалось предосудительным. В ее руках были продовольственные запасы, ключи от кладовых, хранилищ и сундуков. Она, как известно, считалась хранительницей ,46Теунов В.Л. Обычай у нас такой. Дон. 1978.-№9.-С. 165-172. 147 Мамакасв М. Чеченский тейп (род) и процесс его разложения. Грозный, 1962. С.9. |
1 1 0 языках, принадлежащих к различным группам и подгруппам кавказской, индоевропейской и алтайской языковых семей. Степень лексикограмматической обособленности языков зачастую весьма значительна, в том числе в пределах языковых подгрупп, отчего взаимопонимание даже между представителями генетических родственных народов порой затруднено. Этносы, проживающие на территории Северного Кавказа отличаются не только культурой, но и численностью: здесь проживают три крупных этноса (грузины, армяне, азербайджанцы) и в то же время небольшие этносы, насчитывающие до нескольких тысяч человек (ногайцы, табасаранцы). Соответственно сильно варьируется география расселения этносов от распространенности на достаточно крупных территориальных массивах до замыкания в пределах нескольких или даже одного селения, что имеет место в дагестанском высокогорье. Пути исторического развития народов Кавказа привели к значительному конфессиональному плюрализму. Две наиболее распространенные на Северном Кавказе религии христианство и ислам различных толков и направлений, зачастую переплетающиеся с традиционными воззрениями, которые еще недавно владели массовым сознанием местных этносов. Наконец, этносы Северного Кавказа демонстрируют значительное разнообразие культурно-бытовых особенностей. Это находит отражение в конкретно-этнической вариативности форм материальной и бытовой культуры, специфических устоях мировоззренческих стереотипов, поведенческих нормах. Особенности жизни в регионе выработали у этносов Северного Кавказа специфические образ жизни и менталитет. Сформировались и определенные этнические стереотипы социальных ролей мужчин и женщин. Роль мужчины это роль воина, защитника родного очага, готового в любую минуту отразить нападение неприятеля, следствием чего является особое отношение к оружию. Женщина всегда и во все времена имела статус хранительницы очага. Жизнь в горах в условиях постоянных вооруженных конфликтах, су |