Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 114]

i любое различие в этнокультурном облике друг друга будет восприниматься как раздражитель, по которому проходит одна из линий взаимного размежевания.
Диссертант .полагает, что рассмотрение проблемы* региональных особенностей формирования этнических стереотипов предполагает обращение к принципу историзма, аксиологическому и феноменологическому подходам.
Соискатель полагает, что при разработке заявленной проблемы необходимо учитывать такой важный фактор, непосредственно формирующий фон межэтнических отношений на Северном Кавказе, как достаточно высокий уровень этнического самосознания автохтонных этносов.
Социально-культурные стимулы его развития весьма многообразны.
В общем объеме современной культуры кавказских этносов значительное место занимает собственно этническая
культура общения.
Огромный потенциал, фонд духовной этнической культуры необъятен и функционирует в приближенных к индивиду срезах
повседневной жизнедеятельности, причем именно в тех, которые оказывают непосредственное влияние на формирование личностных установок и системы ценностей человека.
К такого рода социализирующим факторам можно отнести язык, семейно-бытовые нормы, традиционную систему стереотипов поведения.
Названные этнические окрашенные реалии повседневного быта играют двоякую роль в современных этнических процессах на Кавказе: как интегрирующую, так и дезинтегрирующую.

2.3.
МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ ЭТНОСОВ Этносам, населяющим Северокавказский регион никуда не уйти от своей земли, как и друг от друга.
Исторический путь каждого этноса был
114
[стр. 111]

I l l ровые климатические условия сформировала из горцев (и мужчин, и женщин) мужественных и смелых людей.
Постоянная опасность сформировала у этносов, населяющих горную территорию Кавказа (осетин, вайнахов, карачаевцев) особый тип жилища башни, крепости, в которых при нападении врага можно было укрыть семью (род) и одновременно отражать нападение врага.
Взаимодействие этносов, обладающих столь разными этнокультурными традициями, уже само по себе объективно несет заряд, который в случае возникновения межэтнической конфликтности выступает в качестве усугубляющего обстоятельства.
Это не означает, что межэтнические отношения на Кавказе носят антагонистический характер.
Наоборот, в истории Кавказа, как древней, так и новейшей, есть немало значительных примеров мирного и дружеского добрососедства народов.
Однако при известных ситуациях, а их было немало, как в прошлом, так и в настоящем, дружеское соседство может смениться резким противостоянием, и тогда любое различие в этнокультурном облике друг друга будет восприниматься как раздражитель, по которому проходит одна из линий взаимного размежевания.
Диссертант полагает, что рассмотрение проблемы региональных особенностей формирования этнических стереотипов предполагает обращение к принципу историзма, аксиологическому и феноменологическому подходам.
Соискатель полагает, что при разработке заявленной проблемы необходимо учитывать такой важный фактор, непосредственно формирующий фон межэтнических отношений на Северном Кавказе, как достаточно высокий уровень этнического самосознания автохтонных этносов.
Социальнокультурные стимулы его развития весьма многообразны.
В общем объеме современной культуры кавказских этносов значительное место занимает собственно этническая
духовная культура.
Огромный потенциал фонд духовной этнической культуры необъятен и функционирует в приближенных к индивиду срезах
повседневного быта, причем именно в

[стр.,112]

1 1 2 тех, которые оказывают непосредственное влияние на формирование личностных установок и системы ценностей человека.
К такого рода социализирующим факторам можно отнести язык, семейно-бытовые нормы, традиционную систему стереотипов поведения.
Названные этнические окрашенные реалии повседневного быта играют двоякую роль в современных этнических процессах на Кавказе: как интегрирующую, так и дезинтегрирующую.

Этносам, населяющим Северо кавказский регион никуда не уйти от своей земли, как и друг от друга.
Исторический путь каждого этноса был
индивидуальным и особенным, неповторимым.
Историю этносов изучаемого региона нельзя рассматривать изолировано, вне рамок исторического процесса и социокультурного цивилизационного мира, который представляет собой результат сотворчества всех этносов Кавказа.
Принадлежность к нему является важнейшим фактором личной самоидентификации для представителей автохтонных этносов, которые имманентно ощущают близость, а порой и тождественность архетипических оснований, присущих духовной культуре этносов Северного Кавказа.
Специфика этнических проблем того или иного этноса Кавказа во многом зависит от социально-экономических и социально-политических ситуаций.
Однако далеко не всегда этнические конфликты можно объяснить действием объективных факторов.
Исследование проблемы взаимного восприятия этносов, способно существенно дополнить картину.
Эта задача заставляет обратиться к этническим стереотипам с позиций аксиологического и феноменологического походов.
Представления этносов об окружающем мире и друг о друге, будучи феноменом общественного сознания, нередко демонстрирует полярно различное восприятие одних и тех же явлений действительности.
Посвседневная жизненная практика показывает, что сознание малочисленных этносов сильно стереотипизировано, образы и истины, полученные в детском и юношеском возрасте в закрытой моносреде являются фиксированными, не

[Back]