Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 115]

индивидуальным и особенным, неповторимым.
Историю этносов изучаемого региона нельзя рассматривать изолировано, вне рамок исторического процесса и социокультурного цивилизационного мира, который представляет собой результат сотворчества всех этносов Кавказа.
Принадлежность к нему является важнейшим фактором личной самоидентификации для представителей автохтонных этносов, которые имманентно ощущают близость, а порой и тождественность архетипических оснований, присущих духовной культуре этносов Северного Кавказа.
Специфика этнических проблем того или иного этноса Кавказа во многом зависит от социально-экономических и социально-политических ситуаций.
Однако далеко не всегда этнические конфликты можно объяснить действием объективных факторов.
Исследование проблемы взаимного восприятия этносов, способно существенно дополнить картину.
Эта задача заставляет обратиться к этническим стереотипам с позиций аксиологического и феноменологического походов.
Представления этносов об окружающем мире и друг о друге, будучи феноменом общественного сознания, нередко демонстрирует полярно различное восприятие одних и тех же явлений действительности.

Повседневная жизненная практика показывает, что сознание малочисленных этносов сильно стереотипизировано, образы и истины, полученные в детском и юношеском возрасте в закрытой моносреде являются фиксированными, не из допускающими малейшего сомнения, побуждающие к строго однозначному действию.
Конструирующим признаком этнического стереотипа, присущего жителям
Северного Кавказа следует считать наличие образности в восприятии окружающей действительности.
Любой представитель этноса, попавший в иноэтническую среду в силу разных обстоятельств, имеющий определенный «багаж» знаний, закрепленный в виде этнических стереотипов поведения и мышления позволит личности без лишних размышлений соотнести собственную оценку любого явления с политической ценностной шкалой своей этнической
115
[стр. 40]

40 Функционирующие в общественном сознании этнические стереотипы воплощают в себе специфическое отражение ценностей, отношение к объекту, то есть его усредненное восприятие.
Иначе говоря, если «ценность мы примем за норму, то этнический стереотип будет нормой отношения к норме, то есть, нормой в квадрате”49.
Являясь зависимыми от ценностных ориентаций, этнические стереотипы вытекают из этнических ценностей и выражают их в схематичном виде.
В то же время этнический стереотип позволяет личности без лишних размышлений соотнести собственную оценку любого явления с политической ценностной шкалой своей группы.
Желая соответствовать ожиданиям группы (иначе легко попасть в категорию изгоев), человек невольно определяет свои политические симпатии в рамках, диктуемых этой шкалой.
Можно объяснить силу воздействия этнических стереотипов их глубокой родственной связью с традиционализмом мифологического сознания.
Этнические стереотипы поведения стереотипы первой группы, восходят к временам глубокой древности, к народным эпосам, бережно передаваемым из поколения в поколение.
Каждое племя, народность, нация в определенную историческую эпоху обладают рядом культурных стереотипов символов, присущих данной этнической общности и не присущих или присущих в меньшей степени другой.
Нетрудно заметить, что географические, экономические и исторические условия породили значительные различия в культуре таких некогда единых по этническим корням человеческих коллективов, как американцы, австралийцы, новозеландцы и канадцы, и в результате «великого переселения народов» возникли культуры, со своими необычными и не всегда понятными традициями.
Исследование характеристик этнических стереотипов, по мнению Г.
У.
Кцоевой, предполагает выявление типичных реакций на этнические объекты, анализ характера и специфики устойчивого отношения к представителям 49 Бобнева М.И.
Социальные нормы и регуляция поведения.
М.
1978.
С.
112.


[стр.,112]

1 1 2 тех, которые оказывают непосредственное влияние на формирование личностных установок и системы ценностей человека.
К такого рода социализирующим факторам можно отнести язык, семейно-бытовые нормы, традиционную систему стереотипов поведения.
Названные этнические окрашенные реалии повседневного быта играют двоякую роль в современных этнических процессах на Кавказе: как интегрирующую, так и дезинтегрирующую.
Этносам, населяющим Северо кавказский регион никуда не уйти от своей земли, как и друг от друга.
Исторический путь каждого этноса был индивидуальным и особенным, неповторимым.
Историю этносов изучаемого региона нельзя рассматривать изолировано, вне рамок исторического процесса и социокультурного цивилизационного мира, который представляет собой результат сотворчества всех этносов Кавказа.
Принадлежность к нему является важнейшим фактором личной самоидентификации для представителей автохтонных этносов, которые имманентно ощущают близость, а порой и тождественность архетипических оснований, присущих духовной культуре этносов Северного Кавказа.
Специфика этнических проблем того или иного этноса Кавказа во многом зависит от социально-экономических и социально-политических ситуаций.
Однако далеко не всегда этнические конфликты можно объяснить действием объективных факторов.
Исследование проблемы взаимного восприятия этносов, способно существенно дополнить картину.
Эта задача заставляет обратиться к этническим стереотипам с позиций аксиологического и феноменологического походов.
Представления этносов об окружающем мире и друг о друге, будучи феноменом общественного сознания, нередко демонстрирует полярно различное восприятие одних и тех же явлений действительности.

Посвседневная жизненная практика показывает, что сознание малочисленных этносов сильно стереотипизировано, образы и истины, полученные в детском и юношеском возрасте в закрытой моносреде являются фиксированными, не

[стр.,113]

113 допускающими малейшего сомнения, побуждающие к строго однозначному действию.
Конструирующим признаком этнического стереотипа, присущего жителям
Северо Кавказского региона следует считать наличие образности в восприятии окружающей действительности.
Любой представитель этноса, попавший в иноэтническую среду в силу разных обстоятельств, имеющий определенный «багаж» знаний, закрепленный в виде этнических стереотипов поведения и мышления позволит личности без лишних размышлений соотнести собственную оценку любого явления с политической ценностной шкалой своей этнической
группы.
Желая соответствовать ожиданиям представителей своего этноса (чтобы не попасть в категорию изгоев), человек невольно определяет свои культурные, политические и экономические симпатии в рамках, диктуемых ценностной шкалой родного этноса, не задумываясь о негативной реакции со стороны окружающих его представителей разных этносов.
В связи с напряженной внутриполитической обстановкой в на Северном Кавказе, связанной с конфликтом в Чечне, на страницах газет, журналов, в передачах сети каналов телевидения и радиовещания можно встретить немало статей и передач, анализирующих феномен вспыхнувших этнонациональных противоречий и перерастание конфликтов из латентной фазы в открытые военные столкновения.
Указывая на различные причины, повлекшие за собой конфликты, политологи не затрагивали аксиологические аспекты конфликтов.
Националистические вспышки в республиках Северного Кавказа и Закавказья заставляют более внимательно присмотреться к привычным для нас представлениям о причинах конфликтов.
Многие современные конфликты сложились вокруг потребностей развития, которые выражаются в категориях культурных ценностей, таких, как язык, этническая самобытность, свобода, суверенитет.
Источником конфликтности, в данном случае, выступают негативные этнические стереотипы относительно незнакомой культуры, непонятного языка и др.
Негативные

[Back]