Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 116]

группы.
Желая соответствовать ожиданиям представителей своего этноса (чтобы не попасть в категорию изгоев), человек невольно определяет свои культурные, политические и экономические симпатии в рамках, диктуемых ценностной шкалой родного этноса, не задумываясь о негативной реакции со стороны окружающих его представителей разных этносов: В связи с напряженной внутриполитической обстановкой
на Северном Кавказе, связанной с нестабильной ситуацией в Чечне и Ингушетии, на страницах газет, журналов, в передачах сети каналов телевидения и радиовещания можно встретить немало статей и передач, анализирующих феномен вспыхнувших этнонациональных противоречий и перерастание конфликтов из латентной фазы в открытые военные столкновения.
Указывая на различные причины, повлекшие за собой конфликты, политологи не затрагивали аксиологические аспекты конфликтов.
Националистические вспышки в республиках Северного Кавказа и Закавказья заставляют более внимательно присмотреться к привычным для нас представлениям о причинах конфликтов.
Многие современные конфликты сложились вокруг потребностей развития, которые выражаются в категориях культурных ценностей, таких, как язык, этническая самобытность, свобода, суверенитет.
Источником конфликтности, в данном случае, выступают негативные этнические стереотипы относительно незнакомой культуры, непонятного языка и др.
Негативные
этнические стереотипы (гетеростереотипы) относительно ценностей других этносов могут вовлечь в открытые конфликты большие массы населения, что интуитивно осознают лидеры многих общественных движений.
Такие конфликты называются конфликтами
ценностей157 и формируются вокруг различного, зачастую противоположного понимания перспектив своего развития каждой из конфликтующих сторон.
В конфликте ценностей материальные интересы играют далеко не ведущую роль, а зачастую стороны таких конфликтов действуют вопреки своим коренным
157 116 См: Авксентьев В.А.
Этническая конфликтология.
В 2-х частях.
Ставрополь, 1996.
Ч.
1 С.
35.
[стр. 113]

113 допускающими малейшего сомнения, побуждающие к строго однозначному действию.
Конструирующим признаком этнического стереотипа, присущего жителям Северо Кавказского региона следует считать наличие образности в восприятии окружающей действительности.
Любой представитель этноса, попавший в иноэтническую среду в силу разных обстоятельств, имеющий определенный «багаж» знаний, закрепленный в виде этнических стереотипов поведения и мышления позволит личности без лишних размышлений соотнести собственную оценку любого явления с политической ценностной шкалой своей этнической группы.
Желая соответствовать ожиданиям представителей своего этноса (чтобы не попасть в категорию изгоев), человек невольно определяет свои культурные, политические и экономические симпатии в рамках, диктуемых ценностной шкалой родного этноса, не задумываясь о негативной реакции со стороны окружающих его представителей разных этносов.
В связи с напряженной внутриполитической обстановкой
в на Северном Кавказе, связанной с конфликтом в Чечне, на страницах газет, журналов, в передачах сети каналов телевидения и радиовещания можно встретить немало статей и передач, анализирующих феномен вспыхнувших этнонациональных противоречий и перерастание конфликтов из латентной фазы в открытые военные столкновения.
Указывая на различные причины, повлекшие за собой конфликты, политологи не затрагивали аксиологические аспекты конфликтов.
Националистические вспышки в республиках Северного Кавказа и Закавказья заставляют более внимательно присмотреться к привычным для нас представлениям о причинах конфликтов.
Многие современные конфликты сложились вокруг потребностей развития, которые выражаются в категориях культурных ценностей, таких, как язык, этническая самобытность, свобода, суверенитет.
Источником конфликтности, в данном случае, выступают негативные этнические стереотипы относительно незнакомой культуры, непонятного языка и др.
Негативные


[стр.,114]

этнические стереотипы (гетеростереотипы) относительно ценностей других этносов могут вовлечь в открытые конфликты большие массы населения, что интуитивно осознают лидеры многих общественных движений.
Такие конфликты называются конфликтами
ценностей127 и формируются вокруг различного, зачастую противоположного понимания перспектив своего развития каждой из конфликтующих сторон.
В конфликте ценностей материальные интересы играют далеко не ведущую роль, а зачастую стороны таких конфликтов действуют вопреки своим коренным
материальным интересам.
Конфликты ценностей, как правило, имеют глубокую культурно историческую основу и формируются как результат несовместимости ценностных систем взаимодействующих социальных субъектов.
Конфликты ценностей, в отличие от конфликтов интересов, практически не разрешимы, поскольку этнические стереотипы относительно своей культуры (автостереотипы) всегда стоят на порядок выше этнических стереотипов относительно ценностей других этносов (гетеростереотипов), и не поддаются изменениям.
При всем разнообразии этнокультурных характеристик этносы региона обладают и некими общими культурными чертами.
Это выделяет их в особую региональную общность, которая в большей или меньшей степени осознается всеми этносами Кавказа и фиксируется в зачастую обидном самоназвании «кавказцы», которое приравнивается к кличке.
Устойчивое словосочетание «лица кавказской национальности» в средствах массовой информации отвоевало себе прочное место в разделах этнических конфликтов и уголовной хроники.
Набор стереотипов обычно таков: небритые молодые люди на рынке, чеченская мафия, рэкет, пристают к русским девушкам.
Сам факт существования этой общности является бесспорным для большинства россиян.
Категория «лицо» подразумевает некий тип внешности, акцент, способ 114 127 См: Авксентьев В.А.
Этническая конфликтология.
В 2-х частях.
-Ставрополь.
1996.
Ч.
1.
С.
35.

[Back]