Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 117]

I* материальным интересам.
Конфликты ценностей, как правило, имеют глубокую культурно историческую основу и формируются как результат несовместимости ценностных систем взаимодействующих социальных субъектов.
Конфликты ценностей, в отличие от конфликтов интересов, практически не разрешимы, поскольку этнические стереотипы относительно своей культуры (автостереотипы), всегда стоят на порядок-выше этнических стереотипов относительно ценностей других этносов
(гетеростерсотипов), и не поддаются изменениям.
При всем разнообразии этнокультурных характеристик этносы региона обладают и некими общими культурными чертами.
Это выделяет их в особую региональную общность, которая в большей или меньшей степени осознается всеми этносами Кавказа и фиксируется в зачастую обидном самоназвании «кавказцы», которое приравнивается к кличке.
Устойчивое словосочетание «лица кавказской национальности» в средствах массовой информации отвоевало себе прочное место в разделах этнических конфликтов и уголовной хроники.
Набор стереотипов обычно таков: небритые молодые люди на рынке, чеченская мафия, рэкет, пристают к русским девушкам.
Сам факт существования этой общности является бесспорным для большинства россиян.
Категория «лицо» подразумевает некий тип внешности, акцент, способ
одеваться, передвигаться, манеру себя вести и, несомненно, род деятельности.
Первое, что бросается в глаза, это то, что «лица» как общность существуют только в сознании потребителя русскоязычных СМИ.
Изнутри они себя не только как общность не осознают, но зачастую не подозревают о существовании друг друга, говорят на разных языках, имеют разное вероисповедание, отличаются способами хозяйствования.
На вопрос о «своих» и «чужих», заданный в Германии корреспондентом немецкого канала БиБиСи, получен довольно интересный ответ: немцы и французы это одно,
европейцы, а вот вы русские, эстонцы и чеченцы это другое .
m См: Пансш Р.Х.
Этническая психология и межнациональные отношения Взаимодействия и особенности эволюции.

117
[стр. 10]

10 этническими стереотипами на указанный процесс, нашли отражение в работах, М.Б.
Беджанова, Э.Х.
Панеш, А.В.
Резаева16.
По проблеме формирования национального самосознания значительный интерес представляют работы но проблеме формирования национального самосознания, А.Б.
Багдасаровой, О.Б.
Муххаметбердиева, О.С.
Новиковой1.
Проблемы межэтнической интеграции и особенности современных этнических процессов в России и на Северном Кавказе нашли отражение в работах Н.Г.
Айдемирова, В.Х.
Болотокова, А.А.
Магомедова, А.Ю.
Шадже, В.Ш.
Нахушева, Р.А.
Ханаху18.
В настоящее время в обществоведческой науке наблюдается определенный разрыв между анализом этнических стереотипов в общей теории социокультурных процессов в мире и конкретно-прикладными исследованиями по отдельным направлениям.
Ощущается дефицит исследований в рамках теории “среднего уровня”, проблемы определения места, роли и функций этнических стереотипов в духовной культуре.
Проблема этнических стереотипов как сложное самостоятельное культурное и социально-духовное явление не имеет пока даже нормативного определения, не говоря уже о систематизированной теории.
Это обстоятельство диктует необходимость философского анализа следующих проблем: исследование механизма функционирования этнических стереотипов в духовной культуре, как в глобальном масштабе, так и применительно к Северо Кавказскому региону; 16 См: Панеш Э.Х.
Этническая психология и межнациональные отношения.
Взаимодействия и особенности эволюции.

Спб.1996 С.
34-76; Резаев А.В.
Парадигмы общения.
Взгляд с позиций социальной философии.
Спб.1993.С.
9-19; Беджанов М.Б.
Проблемы национальных отношений на Северном Кавказе и пути их решения.
Майкоп.
1997.
7 См: Новикова О.С.
Национальное самосознание как форма превращенная социальных отношений.
М.1998 С 41-72; Багдасарова А.Б.
Этническое самосознание: сущность, структура, особенности формирования.
Материалы научной конференции «Этнические процессы накануне XXI века».
Ставрополь.
1998С.
36-39; Муххаметбсрдиев О.Б.
Национальное самосознание (социально-философский анализ).
М.1992 18 См: Айдемиров Н.А.
Эстетическая культура народов Северного Кавказа и ислам.
Ставрополь.
1992119 с.; Шадже А.Ю.
Национальные ценности и человек.
Майкоп.
1996166 с.; Болотоков В.Х Нация и ее национально психологический мир.
Нальчик.
1996.272 с; Ханаху Р.А.
Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы современности (социально-философский анализ).
Майкоп.
1997.
194 с.


[стр.,114]

этнические стереотипы (гетеростереотипы) относительно ценностей других этносов могут вовлечь в открытые конфликты большие массы населения, что интуитивно осознают лидеры многих общественных движений.
Такие конфликты называются конфликтами ценностей127 и формируются вокруг различного, зачастую противоположного понимания перспектив своего развития каждой из конфликтующих сторон.
В конфликте ценностей материальные интересы играют далеко не ведущую роль, а зачастую стороны таких конфликтов действуют вопреки своим коренным материальным интересам.
Конфликты ценностей, как правило, имеют глубокую культурно историческую основу и формируются как результат несовместимости ценностных систем взаимодействующих социальных субъектов.
Конфликты ценностей, в отличие от конфликтов интересов, практически не разрешимы, поскольку этнические стереотипы относительно своей культуры (автостереотипы) всегда стоят на порядок выше этнических стереотипов относительно ценностей других этносов
(гетеростереотипов), и не поддаются изменениям.
При всем разнообразии этнокультурных характеристик этносы региона обладают и некими общими культурными чертами.
Это выделяет их в особую региональную общность, которая в большей или меньшей степени осознается всеми этносами Кавказа и фиксируется в зачастую обидном самоназвании «кавказцы», которое приравнивается к кличке.
Устойчивое словосочетание «лица кавказской национальности» в средствах массовой информации отвоевало себе прочное место в разделах этнических конфликтов и уголовной хроники.
Набор стереотипов обычно таков: небритые молодые люди на рынке, чеченская мафия, рэкет, пристают к русским девушкам.
Сам факт существования этой общности является бесспорным для большинства россиян.
Категория «лицо» подразумевает некий тип внешности, акцент, способ
114 127 См: Авксентьев В.А.
Этническая конфликтология.
В 2-х частях.
-Ставрополь.
1996.
Ч.
1.
С.
35.


[стр.,115]

1 1 5 одеваться, передвигаться, манеру себя вести и, несомненно, род деятельности.
Первое, что бросается в глаза, это то, что «лица» как общность существуют только в сознании потребителя русскоязычных СМИ.
Изнутри они себя не только как общность не осознают, но зачастую не подозревают о существовании друг друга, говорят на разных языках, имеют разное вероисповедание, отличаются способами хозяйствования.
На вопрос о «своих» и «чужих», заданный в Германии корреспондентом немецкого канала БиБиСи, получен довольно интересный ответ: немцы и французы это одно,
европей19R цы, а вот вы русские, эстонцы и чеченцы это другое .
То есть, в сознании европейца общность «бывший советский народ» существует так же реально и так же мифологизированно, как в глазах русского пресловутые «лица кавказской национальности».
Пожалуй, главным критерием все же оказывается не род занятий, а образ жизни как нечто неуловимое.
Выход в свет неудачной и непродуманной информации по вопросам, затрагивающим этнические интересы народов, особенно опасен.
Последствия этого бывают крайне нежелательны.
Опыт показывает, что очень часто этническая бестактность журналиста, поверхностное знание существа вопроса, тенденциозная подача того или иного события находят немедленный отклик у задетой стороны, вызывают крайне нежелательный общественный резонанс, ухудшают климат межэтнических отношений в республиках Северного Кавказа и Закавказья.
Стереотип «лицо кавказской национальности», сложившийся с помощью СМИ по отношению к этносам, проживающим на территории Северо Кавказского региона, глубоко оскорбителен.
Некоторые особенности стереотипов поведения той или иной этнической группы, становясь объектом внимания со стороны других этнических групп, превращаются в, своего рода, константы.
128 См: Панеш P.X.
Этническая психология и межнациональные отношения.
Взаимодействия и особенности эволюции.

M., 1996.
С.
59.
\

[Back]