Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 119]

принадлежностью.
Стереотипы часто эмоционально окрашены симпатиями и антипатиями, в зависимости, от которых одно и тоже поведение представителей одного этноса получает разную оценку.
Диссертант отмечает, что этнические стереотипы (в узком смысле понятия)
это естественные составные элементы самосознания этноса, своего рода коллективные представления, помогающие людям осознать свою этническую принадлежность, свое отличие от других этнических общностей.
На такие представления опираются этнические чувства, национальная гордость, патриотизм.
Это схематичные нормы, стандарты самосознания общества.
Инструменты передачи от поколения к поколению форм социального и нравственного опыта.
Это те кирпичики, из которых складывается национальная идея.
Формирование этнических стереотипов на Северном Кавказе, влияющих на систему межэтнических отношений является процессом, который еще не закончился в.
силу изменения социально политических и экономических факторов, особенно в последние годы подвергается влиянию различных обстоятельств, активно воздействующих на поведенческие реакции, как отдельных индивидов, так и этносов в целом.

Диссертант полагает, что этнические стереотипы, функционирующие в этническом самосознании и общественном сознании этносов, населяющих территорию Северного Кавказа, можно выделить по нескольким критериям, в основе каждого из которых находятся ценностные ориентации и мировоззрение этносов, сложившихся в силу конкретного исторического опыта межэтнического взаимодействия друг с другом.
Во-первых, стереотипы относительно экономического положения «чужих» этносов.
В системе ценностей кавказских этносов данные стереотипы играют далеко не последнюю роль в связи с разнообразием хозяйственной жизни, при этом огромное значение имеет источник благополучия.
На
поведенческие реакции между представителями кавказских этносов этот стереотип оказывает влияние главным образом в системе 119
[стр. 116]

1 1 6 Традиции и моральные принципы незнакомых этнических групп и этносов всегда представляются непривычными и странными.
Традиционно закрепившийся в общественных науках термин «этнический стереотип» означает устойчивые, схематичные и эмоционально окрашенные мнения одного этноса о другом или о самом себе.
Этнические стереотипы и или этнические симпатии и антипатии существовали во все периоды истории: трайбализм, религиозно-этнические войны.
Восприятие и оценивание одного этноса другим это непосредственная реакция на контакт с иноэтнической средой.
Обычно оценивание и восприятие идет через призму своего этнического «Я», то есть определенного этнического стереотипа мышления и поведения определяемых, этнической принадлежностью.
Стереотипы часто эмоционально окрашены симпатиями и антипатиями, в зависимости, от которых одно и тоже поведение представителей одного этноса получает разную оценку.
Диссертант отмечает, что этнические стереотипы (в узком смысле понятия)
эго естественные составные элементы самосознания этноса, своего рода коллективные представления, помогающие людям осознать свою этническую принадлежность, свое отличие от других этнических общностей.
На такие представления опираются этнические чувства, национальная гордость, патриотизм.
Это схематичные нормы, стандарты самосознания общества.
Инструменты передачи от поколения к поколению форм социального и нравственного опыта.
Это те кирпичики, из которых складывается национальная идея.
Формирование этнических стереотипов на Северном Кавказе, влияющих на систему межэтнических отношений является процессом, который еще не закончился в силу изменения социально политических и экономических факторов, особенно в последние годы подвергается влиянию различных обстоятельств, активно воздействующих на поведенческие реакции, как отдельных индивидов, так и этносов в целом (
схема 1).


[стр.,117]

Условие Влияние 1 1 7 Влияние среды знакомства этносоциальной 1_____ среды г 1 i f ▼ Схема 1.
Механизм возникновения этнических стереотипов.
Диссертант полагает, что этнические стереотипы, функционирующие в этническом самосознании и общественном сознании этносов, населяющих территорию Северного Кавказа, можно выделить по нескольким критериям, в основе каждого из которых находятся ценностные ориентации и мировоззрение этносов, сложившихся в силу конкретного исторического опыта межэтнического взаимодействия друг с другом.
Во -первых, стереотипы относительно экономического положения «чужих» этносов.
В системе ценностей кавказских этносов данные стереотипы играют далеко не последнюю роль в связи с разнообразием хозяйственной жизни, при этом огромное значение имеет источник благополучия.
На


[стр.,118]

поведенческие реакции между представителями кавказских этносов этот стереотип оказывает влияние главным образом в системе экономических отношений.
Во вторых, стереотипы конфессионального плана.
Разделение «своих» и «чужих» по признаку религиозной принадлежности, и, в зависимости от этого, отношение к «чужим», на Северном Кавказе играет как интегративную, так и дезинтегративную функции.
В связи с этим положением можно выделить, по крайней мере, два аспекта: это, объединение всех этносов одной религии в категорию «своих», присвоение этим этносам более высокого статуса и абсолютизирование «своей» религии, отношение к ней как к единственно «правильной», нежелание считаться с представителями других конфессий.
В -третьих, стереотипы принадлежности к языковым семьям.
В силу многонациональности Северного Кавказа деление «своих» и «чужих» по данному критерию играет немаловажную роль, особенно в современных условиях, при наличии национальных конфликтов.
В поведенческом плане этот фактор занимает особое место в условиях преобладания в данной местности «чужого» этноса, при этом интеграция «своих» будет осуществляться именно по данному признаку, независимо от иных обстоятельств.
В четвертых, стереотип коренного населения относительно роли и места русского этноса на Северном Кавказе.
Данный критерий объединяет независимо от различий, приведенных выше, абсолютное большинство всех кавказских этносов в категорию «своих».
Стереотип имеет длительную историю, подвергался в различное время влиянию про-русских и анти-русских идеологий, формировался, главным образом, путем создания системы предубеждений и подкреплялся некоторыми примерами из исторического опыта (Кавказская война под предводительством Шамиля, переселение этносов во время Великой отечественной войны).
Русский этнос на Северном Кавказе имеет аналогичный стереотип: осознание своей роли в истории и современ1 1 8

[Back]