ведущее место принадлежит общечеловеческим принципам. Рассмотрение иноэтнических атрибутов только через призму традиций и ценностей своего этноса противоречит элементарным правилам общечеловеческого. Тому, кто ограничен только своим узкоэтническим, «чужая» речь, «чужие» нравы, привычки, особенности жизненного уклада могут показаться неестественными, необъяснимыми. Очень сложно бывает понять с; первого знакомства традиции, особенности быта другого этноса. Поэтому очень важно в процессе общения не ограничиватьсяповерхностным восприятием иного этноса, а идти к углубленному взаимопознанию, взаимодействию и взаимообогащению. Назначение культуры межэтнического общения заключается в способствовании более углубленному познанию этносами друг друга и усилению взаимопонимания между ними. Это достигается через терпимость и соблюдение общепринятых норм и ценностей, закрепленных вековыми традициями. Высокому уровню межэтнического взаимодействия может способствовать сформировавшийся социальный стереотип мышления и поведения. А как же быть с уже сложившимися этническими стереотипами, впитавшими в себя особенности этнического характера, темперамента, вкусов. Необходимо помнить, что в исторический опыт любого этноса включаются усвоенные этносом достижения других этносов. Выявление общего, что имеется у различных этносов, ни в коем случае не умаляет их самобытности, а наоборот, помогает подчеркнуть то оригинальное, что создано на основе общих достижений, те зерна, которые прибавлены к общему данным этносом. Из вышеизложенного следует, что духовная культура этносов Северного Кавказа представляют собой разнообразие культурно-бытовых особенностей. Это находит отражение в конкретно-этнической вариативности форм материальной и бытовой культуры, специфических устоях мировоззренческих стереотипов, поведенческих нормах. Взаимодействие этносов, проживающих на территории Северного |
1 2 3 нормальные и естественные различия между этносами. Этнические стереотипы поведения аккумулировали исторический опыт этноса, вобрали в себя сотни, тысячи привычек предшествовавших поколений, все доброе и злое из прошлого. Ломать такого рода стереотипы значило бы пытаться лишить этнос его исторических корней. Где же пролегает грань между уважением к этническим традициям и национализмом? Очевидно, что национализм зарождается тогда, когда почитание морально-этнических ценностей своего этноса превращается в кичливость, принижение нравственных устоев других этнических общностей. На наш взгляд, проблему снятия противоречия между этническими и общечеловеческими ценностями можно решить, пропагандируя через СМИ (радио, газеты, телепередачи) основные принципы культуры межэтнического общения. Межкультурное общение предполагает усвоение этнического и общечеловеческого в единстве которых ведущее место принадлежит общечеловеческим принципам. Рассмотрение иноэтнических атрибутов только через призму традиций и ценностей своего этноса противоречит элементарным правилам общечеловеческого. Тому, кто ограничен только своим узкоэтническим, «чужая» речь, «чужие» нравы, привычки, особенности жизненного уклада могут показаться неестественными, необъяснимыми. Очень сложно бывает понять с первого знакомства традиции, особенности быта другого этноса. Поэтому очень важно в процессе общения не ограничиваться поверхностным восприятием иного этноса, а идти к углубленному взаимопознанию, взаимодействию и взаимообогащению. Назначение культуры межэтнического общения заключается в способствовании более углубленному познанию этносами друг друга и усилению взаимопонимания между ними. Это достигается через терпимость и соблюдение общепринятых норм и ценностей, закрепленных вековыми традициями. Высокому уровню межэтнического 124 взаимодействия может способствовать сформировавшийся социальный стереотип мышления и поведения. А как же быть с уже сложившимися этническими стереотипами, впитавшими в себя особенности этнического характера, темперамента, вкусов. Необходимо помнить, что в исторический опыт любого этноса включаются усвоенные этносом достижения других этносов. Выявление общего, что имеется у различных этносов, ни в коем случае не умаляет их самобытности, а наоборот, помогает подчеркнуть то оригинальное, что создано на основе общих достижений, те зерна, которые прибавлены к общему данным этносом. Из вышеизложенного следует, что духовная культура этносов Северного Кавказа представляют собой разнообразие культурно-бытовых особенностей. Это находит отражение в конкретно-этнической вариативности форм материальной и бытовой культуры, специфических устоях мировоззренческих стереотипов, поведенческих нормах. Взаимодействие этносов, проживающих на территории Северного Кавказа, обладающих разными этнокультурными традициями, уже само по себе объективно несет заряд, который в случае возникновения межэтнической конфликтности выступает в качестве усугубляющего обстоятельства. Главным фактором возникновению этнических стереотипов поведения и мышления этносов Северо ~ Кавказского региона, являются этнические традиции и опыт многовекового межличностного общения с представителями различных этносов. Такие этнические стереотипы едины для этноса в целом, и не подвержены изменениям достаточно длительный промежуток времени. Этнические стереотипы мышления и поведения, функционирующие в этническом самосознании этносов Северного Кавказа, не могут оставаться неизменными образами. Под влиянием государственной идеологической доктрины, пропаганды средств массовой информации, а самое главное из знаний, полученных в образовательных учреждениях, можно постепенно из 133 поддерживаемые социальными условиями, способны к изменениям в относительно короткий временной период. Духовная культура этносов Северного Кавказа представляют собой разнообразие культурно-бытовых особенностей. Это находит отражение в конкретно-этнической вариативности форм материальной и бытовой культуры, специфических устоях мировоззренческих стереотипов, поведенческих нормах. Диссертантом исследован механизм образования и функционирования этнических стереотипов в духовной культуре на примере СевероКавказского региона и выделены стереотипы, сложившиеся в силу конкретного исторического опыта взаимодействия с другими этносами конфессионального плана, относительно экономического положения, принадлежности к языку. В работе рассмотрены стереотипы поведения и мышления, раскрыты и проанализированы причины, способствующие нагнетанию межэтнической напряженности. Взаимодействие этносов, проживающих на территории Северного Кавказа, обладающих разными этнокультурными традициями, уже само по себе объективно несет в себе заряд, который в случае возникновения межэтнической конфликтности выступает в качестве усугубляющего обстоятельства. Главным фактором возникновению этнических стереотипов поведения и мышления этносов Северо-Кавказского региона, являются этнические традиции и опыт многовекового межличностного общения с представителями различных этносов. Такие этнические стереотипы едины для этноса в целом, и не подвержены изменениям достаточно длительный промежуток времени. Этнические стереотипы мышления и поведения, функционирующие в этническом самосознании этносов Северного Кавказа, не могут оставаться неизменными образами. Под влиянием государственной идеологической доктрины, пропаганды средств массовой информации, а самое главное из |