ЗАКЛЮЧЕНИЕ Устойчивость духовнойкультуры этносов и ее жизнеспособность во многом обусловливается тем, насколько развиты, структуры, определяющие* ее единство и целостность. Единство и неповторимость, духовной: культурыэтносов достигается путем, выработки единообразных правил поведения, общей памяти и общей картины мира: Идущие в. современном; мире объективные процессы культурной и иной гомогенизации, сопутствующие им поиски общих ценностных предпосылок как моменты возрастания? целостности мира, тенденции к интенсификации всевозможных региональных связей, приобретают глобальный характер, приводят' к стремлению людей утвердить разнообразные формы своей этнокультурной, идентичности, защитить свой традиционный образ жизни:. Именно» на: интегрирующие и стабилизирующие аспекты функционирования культуры направлено действие механизма традиции, в основе которого лежат этнические стереотипы поведения и общения. В диссертационном исследовании соискатель исследует проблему происхождения этнических стереотипов и показывает, что воспроизведение, закрепление и трансформация стереотипов происходит под влиянием исторически складывающихся культурных особенностей данной этнической общности и длительной истории развития ее взаимоотношений с другими этническими группами, формирующихся^ межэтнических отношений, являются ярким воплощением общественного мнения на определенном историческом этапе. В связи с отсутствием в обществоведческой науке единого определения категории «этнический стереотип» диссертантом уточнены трактовки этнического стереотипа поведения и этнического стереотипа мышления. Итак, этнические стереотипы поведения это комплекс элементов духовной культуры, зафиксированный на уровне этнического самосознания, передающийся из поколения-в поколение в моноэтнической среде в процессе 129 |
75 Глава 2 МЕСТО И РОЛЬ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ 2.1 Социокультурные основы формирования этнических стереотипов Устойчивость культуры и ее жизнеспособность во многом обусловливается тем, насколько развиты структуры, определяющие ее единство и целостность. Единство и неповторимость духовной культуры этносов достигается путем выработки единообразных правил поведения, общей памяти и общей картины мира. Именно на интегрирующие и стабилизирующие аспекты функционирования культуры направлено действие механизма традиции, в основе которого лежат этнические стереотипы поведения и общения. По мнению диссертанта, социокультурные основы формирования этнических стереотипов детально можно рассмотреть на примере этнических традиций. Стереотипизация всех аспектов жизнедеятельности характерна прежде всего для традиционной культуры этносов, проживающих на Северном Кавказе, в Восточной Африке, в Китае, Японии. Стереотипизация жизненного опыта представляет собой суть механизма традиций, но это не означает отсутствие функционирования этнических стереотипов в современной культуре, поскольку ни одна духовная культура не может существовать без традиции. Стереотипные формы поведения издавна привлекают к себе внимание представителей самых различных научных дисциплин -психологов, социологов, историков. Такие разновидности стереотипизированного поведения, как обряды и обычаи, стали традиционными объектами этнографических исследований, поскольку в стереотипах поведения отчетливо выражается этни 127 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Устойчивость духовной культуры этносов и ее жизнеспособность во многом обусловливается тем, насколько развиты структуры, определяющие ее единство и целостность. Единство и неповторимость духовной культуры этносов достигается путем выработки единообразных правил поведения, общей памяти и общей картины мира. Идущие в современном мире объективные процессы культурной и иной гомогенизации, сопутствующие им поиски общих ценностных предпосылок как моменты возрастания целостности мира, тенденции к интенсификации всевозможных региональных связей, приобретают глобальный характер, приводят к стремлению людей утвердить разнообразные формы своей этнокультурной идентичности, защитить свой традиционный образ жизни. Именно на интегрирующие и стабилизирующие аспекты функционирования культуры направлено действие механизма традиции, в основе которого лежат этнические стереотипы поведения и общения. Термин «этнический стереотип» впервые был введен в научный оборот американским социологом Уолтером Липпманом в 1922 году в работе «Общественное мнение» при рассмотрении и анализе проблем расизма в Америке. Первым отечественным ученным, впервые обратившим внимание на проблему этнических стереотипов был психолог И.В. Кон, исследовавший проблемы расизма в шестидесятых годах двадцатого века. До настоящего времени не предложено комплексного анализа проблемы функционирования этнических стереотипов в духовной культуре с позиций философского анализа. В диссертационном исследовании соискатель исследует проблему происхождения этнических стереотипов и показывает, что воспроизведение, закрепление и трансформация стереотипов происходит под влиянием исто 128 рически складывающихся культурных особенностей данной этнической общности и длительной истории развития ее взаимоотношений с другими этническими группами, формирующихся межэтнических отношений, являются ярким воплощением общественного мнения на определенном историческом этапе. В связи с отсутствием в обществоведческой науке единого определения категории «этнический стереотип» диссертантом предложена собственная трактовка этнического стереотипа поведения и уточнена трактовка этнического стереотипа мышления. Итак, этнические стереотипы поведения это комплекс элементов духовной культуры, зафиксированный на уровне этнического самосознания, передающийся из поколения в поколение в моноэтнической среде в процессе социализации, проявляющийся в повседневной жизни представителей этноса в виде традиций и выступает защитным барьером для сохранения самобытной духовной культуры этноса, а этнические стереотипы мышления это синтез традиционных, исторически сложившихся этнических представлений и упрощенного, ценностно окрашенного представления о достоинствах и недостатках представителей различных этносов, возникшее в ходе неудачного межэтнического контакта. Этнические стереотипы поведения с самого раннего детства способствуют закреплению культурных традиций и привычек, присущих моноэтнической среде, в которой представитель данного этноса воспитывается, выступая культурным барьером для защиты личности и как средство ее самоутверждения в своей этнической среде и в иноэтнической среде. Генезис этнических стереотипов неразрывно связан с формированием этнического самосознания, возникающего в результате длительного общественно исторического развития этноса. Этнические стереотипы как отражение социально культурных особенностей этноса и исторически формирующихся межэтнических отношений, являются ярким воплощением общественного мнения на определенном историческом этапе. В диссертации от |