социализации, проявляющийся в повседневной жизни представителей этноса в виде традиций и выступает защитным барьером для сохранения самобытной духовной культуры этноса, а этнические стереотипы мышления эго синтез традиционных, исторически сложившихся этнических представлений и упрощенного,, ценностно окрашенного представленияо достоинствах и недостатках представителей различных этносов, возникшее в ходе неудачного межэтнического контакта. Этнические стереотипы поведения с самого раннего детства способствуют закреплению культурных традиций и привычек, присущих моноэтнической среде, в которой представитель данного этноса воспитывается, выступая культурным барьером для защиты личности и как средство ее самоутверждения в своей этнической среде и в иноэтнической среде. Генезис этнических стереотипов неразрывно связан с формированием этнического самосознания, возникающего в результате длительного общественно исторического развития этноса. Этнические стереотипы как отражение социально культурных особенностей этноса и исторически формирующихся межэтнических отношений, являются ярким воплощением общественного мнения на определенном историческом этапе. В диссертации отмечено, что этнические стереотипы, отражающие специфические особенности этнической общности (своей или чужой), как правило, формируются в процессе межэтнических отношений и сами выступают в качестве их индикаторов. В процессе общественно исторического развития этническая общность, выступая субъектом определенной деятельности, производит присущую только ей этническую культуру. Структура и элементы, цели и задачи, способы реализации совокупной общественной деятельности реальной этнической группы, осуществляемой в определенных формах общественных отношений, выражаются в свернутой и преобразованной форме в этническом самосознании. Благодаря стереотипам этническое |
30 По мнению А.В. Авксентьева и В.А. Авксентьева, «этнический стереотип упрощенный, устойчивый взгляд на качества, достоинства и недостатки различных национальных групп. Является элементарным психологическим образованием, легко возникает в ходе контакта различных национальных групп»42. Диссертант полагает, что рассмотрение заявленной проблемы предполагает деление категории «этнические стереотипы» на две более узкие, и выделить этнические стереотипы поведения и этнические стереотипы мышления. Ввиду того, что в обществоведческой науке этнические стереотипы отождествляются только со стереотипами мышления и до настоящего времени отсутствует единое определение изучаемого феномена. Поставленная диссертантом проблема обязывает предложить собственную трактовку этнического стереотипа поведения и уточнить трактовку этнического стереотипа мышления. С точки зрения соискателя, этнические стереотипы поведения это комплекс элементов духовной культуры, зафиксированный на уровне этнического самосознания, воспроизводящийся в моноэтничной среде в процессе социализации, проявляющийся в повседневной жизни представителей этноса в виде традиций и выступает защитным барьером для сохранения самобытной духовной культуры этноса. Этнические стереотипы мышления, по мнению диссертанта, представляют собой синтез традиционных, исторически сложившихся этнических представлений и упрощенного, ценностно окрашенного представления о достоинствах и недостатках представителей различных этносов, которое возникло в ходе неудачного межэтнического контакта. 42 Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологический словарь справочник. Ставрополь. 1994.—С. 85. 128 рически складывающихся культурных особенностей данной этнической общности и длительной истории развития ее взаимоотношений с другими этническими группами, формирующихся межэтнических отношений, являются ярким воплощением общественного мнения на определенном историческом этапе. В связи с отсутствием в обществоведческой науке единого определения категории «этнический стереотип» диссертантом предложена собственная трактовка этнического стереотипа поведения и уточнена трактовка этнического стереотипа мышления. Итак, этнические стереотипы поведения это комплекс элементов духовной культуры, зафиксированный на уровне этнического самосознания, передающийся из поколения в поколение в моноэтнической среде в процессе социализации, проявляющийся в повседневной жизни представителей этноса в виде традиций и выступает защитным барьером для сохранения самобытной духовной культуры этноса, а этнические стереотипы мышления это синтез традиционных, исторически сложившихся этнических представлений и упрощенного, ценностно окрашенного представления о достоинствах и недостатках представителей различных этносов, возникшее в ходе неудачного межэтнического контакта. Этнические стереотипы поведения с самого раннего детства способствуют закреплению культурных традиций и привычек, присущих моноэтнической среде, в которой представитель данного этноса воспитывается, выступая культурным барьером для защиты личности и как средство ее самоутверждения в своей этнической среде и в иноэтнической среде. Генезис этнических стереотипов неразрывно связан с формированием этнического самосознания, возникающего в результате длительного общественно исторического развития этноса. Этнические стереотипы как отражение социально культурных особенностей этноса и исторически формирующихся межэтнических отношений, являются ярким воплощением общественного мнения на определенном историческом этапе. В диссертации от 129 мечено, что этнические стереотипы, отражающие специфические особенности этнической общности (своей или чужой), как правило, формируются в процессе межэтнических отношений и сами выступают в качестве их индикаторов. В процессе общественно исторического развития этническая общность, выступая субъектом определенной деятельности, производит присущую только ей этническую культуру. Структура и элементы, цели и задачи, способы реализации совокупной общественной деятельности реальной этнической группы, осуществляемой в определенных формах общественных отношений, выражаются в свернутой и преобразованной форме в этническом самосознании. Благодаря стереотипам этническое самосознание является специфическим способом мировосприятия, выражающим и демонстрирующим определенное отношение определенной этнической группы к этнокультурной действительности. Этнические стереотипы являются регуляторами поведения в этнической общности. Они выполняют определенные социальные функции: выступают в качестве средств стабилизации, утвердившихся общественных отношений и способствуют воспроизводству этих отношений в жизни новых поколений. На внутриэтническом и межэтническом уровнях этнические стереотипы становятся нормами поведения и восприятия. Воспроизводство этнокультурных феноменов в этническом самосознании превращает их в основной регулятивный механизм социального поведения этноса, обеспечивая его консолидацию и внутреннюю устойчивость. Рассмотрение этнических стереотипов как социокультурных и исторически обусловленных форм отношений к этническим группам, позволяет диссертанту отнести их к основным структурам этнического самосознания, реализующимся в межэтнических отношениях. С точки зрения диссертанта, существует ряд основополагающих характеристик этнических стереотипов, которые способствуют функционирова |