самосознание является специфическим способом мировосприятия, выражающим и демонстрирующим определенное отношение определенной этнической группы к этнокультурной действительности. Этнические стереотипы, являются, регуляторами поведения: в этнической общности. Они выполняют определенные социальные функции: выступают в. качестве средств стабилизации, утвердившихся общественных отношений и способствуют воспроизводству этих отношений в жизни новых поколений. На внутриэтническом и межэтническом уровнях этнические стереотипы становятся нормами поведения и восприятия. Воспроизводство этнокультурных феноменов в этническом самосознании превращает их в основной регулятивный механизм социального поведения этноса, обеспечивая его консолидацию и внутреннюю устойчивость. Рассмотрение этнических стереотипов как социокультурных и исторически обусловленных форм отношений к этническим группам, позволяет диссертанту отнести их к основным структурам этнического самосознания, реализующимся в межэтнических отношениях. С точки зрения диссертанта, существует ряд основополагающих характеристик этнических стереотипов, которые способствуют функционированию последних в общественном, сознании: во-первых, этнические стереотипы мышления обладают относительной устойчивостью; во-вторых, этнические стереотипы скрупулезно отражают мнение этноса о себе (автостереотипы) и упрощенно о другом этносе (гетеростреотипы); втретьих, стереотипы обязательно имеют знаковую направленность; вчетвергых, связь этнических стереотипов с действительностью зависит от знаний, от уровня и состояния межнациональных отношений, от формы существующего соседства. Механизм функционирования этнических стереотипов в общественном сознании зависит от информации, составляющей этнический стереотип. Необходимо различать этнические стереотипы, сформированные в общественном сознании как относительно устойчивое ядро, то есть комплекс |
52 Являясь стереотипом общественного сознания, этнический стереотип проявляет свою узость, неподвижность, схематизм. Это обусловливается консерватизмом самого общественного сознания, его противоречивостью. Во-вторых, скрупулезно отражает мнение этноса о себе (автостереотипы) и упрощенно о другом этносе (гетеростреотипы); в-третьих, обязательно имеет знаковую направленность (негативные и позитивные этнические стереотипы); вчетвертых, связь этнических стереотипов с действительностью зависит от знаний, от уровня и состояния межнациональных отношений, от формы существующего соседства. Основу устойчивого ядра этнических стереотипов составляет комплекс основанных на историческом опыте и утвердившихся в самосознании представлений об облике этноса, в отношении которого они существуют. Механизм функционирования этнических стереотипов в общественном сознании зависит от информации, составляющей этнический стереотип. Следует различать этнические стереотипы, сформированные в общественном сознании как относительно устойчивое ядро, то есть комплекс представлений о внешнем облике данного этноса, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках. Такие этнические стереотипы фактически неизменны и выполняют функцию сохранения самобытности духовной культуры этноса. В настоящее время в общественном сознании широко распространены этнические стереотипы, легко трансформирующиеся и представляющие собой ряд изменчивых суждений относительно культурных, коммуникативных и моральных качеств любого этноса. Трансформация оценок этих качеств тесно связана с общественно политической и социально экономической ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях. Этнические стереотипы отражают прошлый и настоящий позитивный или негативный опыт взаимоотношения этносов, особенно в тех сферах деятельности (торговля, сельское хозяйство и др.), где данные этносы наиболее активно контактировали. 129 мечено, что этнические стереотипы, отражающие специфические особенности этнической общности (своей или чужой), как правило, формируются в процессе межэтнических отношений и сами выступают в качестве их индикаторов. В процессе общественно исторического развития этническая общность, выступая субъектом определенной деятельности, производит присущую только ей этническую культуру. Структура и элементы, цели и задачи, способы реализации совокупной общественной деятельности реальной этнической группы, осуществляемой в определенных формах общественных отношений, выражаются в свернутой и преобразованной форме в этническом самосознании. Благодаря стереотипам этническое самосознание является специфическим способом мировосприятия, выражающим и демонстрирующим определенное отношение определенной этнической группы к этнокультурной действительности. Этнические стереотипы являются регуляторами поведения в этнической общности. Они выполняют определенные социальные функции: выступают в качестве средств стабилизации, утвердившихся общественных отношений и способствуют воспроизводству этих отношений в жизни новых поколений. На внутриэтническом и межэтническом уровнях этнические стереотипы становятся нормами поведения и восприятия. Воспроизводство этнокультурных феноменов в этническом самосознании превращает их в основной регулятивный механизм социального поведения этноса, обеспечивая его консолидацию и внутреннюю устойчивость. Рассмотрение этнических стереотипов как социокультурных и исторически обусловленных форм отношений к этническим группам, позволяет диссертанту отнести их к основным структурам этнического самосознания, реализующимся в межэтнических отношениях. С точки зрения диссертанта, существует ряд основополагающих характеристик этнических стереотипов, которые способствуют функционирова 130 нию последних в общественном сознании: во-первых, этнические стереотипы мышления обладают относительной устойчивостью; во-вторых, этнические стереотипы скрупулезно отражают мнение этноса о себе (автостереотипы) и упрощенно о другом этносе (гетеростреотипы); в-третьих, стереотипы обязательно имеют знаковую направленность; в-четвертых, связь этнических стереотипов с действительностью зависит от знаний, от уровня и состояния межнациональных отношений, от формы существующего соседства. Механизм функционирования этнических стереотипов в общественном сознании зависит от информации, составляющей этнический стереотип. Необходимо различать этнические стереотипы, сформированные в общественном сознании как относительно устойчивое ядро, то есть комплекс представлений о внешнем облике данного этноса, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках. Такие этнические стереотипы фактически неизменны и выполняют функцию, способствующую сохранению самобытности духовной культуры этноса. Диссертантом исследованы социокультурные основы формирования этнических стереотипов. В работе указано, что социокультурные основы формирования этнических стереотипов порождены условиями развития и жизнедеятельности членов этноса. В их основе находятся, прежде всего, потребности (материальные, экономические), носящие реальный характер. Основой народного обычая является рациональный элемент, предусматривающий непосредственное целесообразное действие. Многие обычаи и традиции неразрывно связаны с религией. Обычаи и традиции, хранящиеся в сознании этноса до настоящего момента можно разбить на несколько групп: семейнобытовые стереотипы, традиционные жанры и формы духовной культуры, хозяйственно-производственные стереотипы, религиозные и религиознобытовые обряды. Диссертантом выявлена роль этнических стереотипов в формировании межэтнических отношений. Для каждого из членов одной общности этниче |