Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 132]

представлений о внешнем облике данного этноса, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках.
Такие этнические стереотипы фактически неизменны и выполняют функцию, способствующую сохранению самобытности духовной культуры этноса.
Диссертантом исследованысоциокультурные основы формирования этнических стереотипов.
В работе указано, что социокультурные основы формирования этнических стереотипов порождены условиями развития и жизнедеятельности членов этноса.
В1 их основе находятся, прежде всего, потребности (материальные, экономические), носящие реальный характер.
Основой народного обычая является
рациональный элемент, предусматривающий непосредственное целесообразное действие.
Многие обычаи и традиции неразрывно связаны с религией.
Обычаи и традиции, хранящиеся в сознании этноса до настоящего момента можно разбить на несколько
ipyrm: семейно-бытовые стереотипы, традиционные жанры и формы духовной культуры, хозяйственно-производственные стереотипы, религиозные и религиозно-бытовые обряды.
Диссертантом выявлена роль этнических стереотипов в формировании межэтнических отношений.
Для каждого из членов одной общности этнические
стереотипы, опосредуя институционные нормы, выступают регулятором социального поведения.
Обремененный многочисленными статусами, одновременно выполняющий целый набор социальных ролей, представитель этноса входит во множество слабо связанных между собою групп, причем каждая роль и каждая группа предъявляют к нему собственные требования, которые зачастую не согласуются, а, напротив, противоречат друг другу.
Этнические стереотипы регулируют межэтническое и межгрупповое общение с помощью традиций, обычаев, устойчивых общепризнанных ценностей.
Этнические стереотипы, формируя единую символическую среду, выступают в качестве своеобразного информационного фильтра.
В современном полиэтническом обществе человек оказывается невольно
[стр. 90]

90 ния, поведения, языковым стереотипам из одного поколения этноса в другое поколение передавались приемы и методы художественного творчества, художественные образы и типы, критерии оценки произведений культуры, тенденции ее развития.
До возникновения письменности, благодаря которой \ неизмеримо возросли возможности этнокультурного развития и взЯимообогащения культур, этнические стереотипы поведения и мышления былй важнейшими и наиболее надежными способами передачи духовных ценностей новым поколениям.
Вследствие определенной устойчивости обычаев и тра\ диций этническая память сохранила запечатленные творения безвестных поэтов, сказителей.
Именно поэтому они стали достоянием нашей современной \ сти.
Необходимо отметить, что у всех безписьменных этносов фольклор достиг высокой степени развития.
Сказания, легенды, сказки, пословицы и поговорки вот те немногие жанры традиционного устного народного творчества, которые богато представлены в фольклоре любого из этносов.
Этнические сказания, нартский эпос, гомеровские произведения «Илиада» и «Одиссея» вошли в бесценную сокровищницу мирового фольклора.
В культурном наследии прошлого стереотипы поведения в виде традиций и обычаев занимают видное место.
В настоящее время, период духовного и ценностного глобального кризиса, традиции этноса становятся комплексом освященных ценностей, символов, вызывающих эмоциональное отношение.
Б.С.
Брасов, ученый-ориенталист, писал, что "обычаи, доставшиеся от прошлого, также не существуют в изоляции от процессов, затрагивающих общество в целом.
Они самой жизнью вплетаются в сложную систему взаимодействия различных социальных сил"106.
Социокультурные основы формирования этнических стереотипов порождены условиями развития и жизнедеятельности членов этноса.
В их основе находятся, прежде всего, потребности (материальные, экономические), носящие реальный характер.
Основой народного обычая является
рацио106 Ерасов Б.С.
Тропическая Африка: идеология и проблема культуры.
М.
1972.
С.224.


[стр.,130]

130 нию последних в общественном сознании: во-первых, этнические стереотипы мышления обладают относительной устойчивостью; во-вторых, этнические стереотипы скрупулезно отражают мнение этноса о себе (автостереотипы) и упрощенно о другом этносе (гетеростреотипы); в-третьих, стереотипы обязательно имеют знаковую направленность; в-четвертых, связь этнических стереотипов с действительностью зависит от знаний, от уровня и состояния межнациональных отношений, от формы существующего соседства.
Механизм функционирования этнических стереотипов в общественном сознании зависит от информации, составляющей этнический стереотип.
Необходимо различать этнические стереотипы, сформированные в общественном сознании как относительно устойчивое ядро, то есть комплекс представлений о внешнем облике данного этноса, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках.
Такие этнические стереотипы фактически неизменны и выполняют функцию, способствующую сохранению самобытности духовной культуры этноса.
Диссертантом исследованы социокультурные основы формирования этнических стереотипов.
В работе указано, что социокультурные основы формирования этнических стереотипов порождены условиями развития и жизнедеятельности членов этноса.
В их основе находятся, прежде всего, потребности (материальные, экономические), носящие реальный характер.
Основой народного обычая является рациональный элемент, предусматривающий непосредственное целесообразное действие.
Многие обычаи и традиции неразрывно связаны с религией.
Обычаи и традиции, хранящиеся в сознании этноса до настоящего момента можно разбить на несколько
групп: семейнобытовые стереотипы, традиционные жанры и формы духовной культуры, хозяйственно-производственные стереотипы, религиозные и религиознобытовые обряды.
Диссертантом выявлена роль этнических стереотипов в формировании межэтнических отношений.
Для каждого из членов одной общности этниче


[стр.,131]

131 ские стереотипы, опосредуя институционные нормы, выступают регулятором социального поведения.
Обремененный многочисленными статусами, одновременно выполняющий целый набор социальных ролей, представитель этноса входит во множество слабо связанных между собою групп, причем каждая роль и каждая группа предъявляют к нему собственные требования, которые зачастую не согласуются, а, напротив, противоречат друг другу.
Этнические стереотипы регулируют межэтническое и межгрупповое общение с помощью традиций, обычаев, устойчивых общепризнанных ценностей.
Этнические стереотипы, формируя единую символическую среду, выступают в качестве своеобразного информационного фильтра.
В современном полиэтническом обществе человек оказывается невольно
втянут в постоянный поток разнообразной и нередко внутренне противоречивой информации.
Этнические стереотипы не только упорядочивают и систематизируют ее, «просеивают» с точки зрения культурных общепринятых этнических ценностей и идеалов.
Этнические стереотипы способствуют удовлетворению органично присущей человеку потребности в определенной психологической устойчивости и определенности.
Актуализация этнических стереотипов это защитная реакция психики на унифицированность или нестабильность этнокультурной и этнополитической среды.
Смена социальных, и в частности политических детерминант разрушает ценностный мир человека, неизменность же этнических стереотипов, традиционных в противовес социальной инновации, противодействуют развитию социальной фрустрации и аномии.
Этнические стереотипы консервативны и в кризисной, конфликтной ситуации человек пытается укрыться в них.
В диссертации определена роль этнических стереотипов в современных этнических процессах.
Этнические стереотипы, мобилизуясь в форме этнических конфликтов, этнических движений, становятся инструментом для достижения определенных экономических, политических или иных це

[Back]