Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 133]

втянут в постоянный поток разнообразной и нередко внутренне противоречивой информации.
Этнические стереотипы не только упорядочивают и систематизируют ее, «просеивают» с точки зрения культурных общепринятых этнических ценностей и идеалов: Этнические стереотипы способствуют удовлетворению органично присущей человеку потребности в определенной психологическойустойчивости и определенности.
Актуализация этнических стереотипов это защитная реакция психики на унифицированность или нестабильность этнокультурной и этнополитической среды.
Смена социальных, и в частности политических детерминант разрушает ценностный мир человека, неизменность же этнических стереотипов, традиционных в противовес социальной инновации, противодействуют развитию социальной фрустрации и аномии.
Этнические стереотипы консервативны и в кризисной, конфликтной ситуации человек пытается укрыться в них.
В диссертации определена роль этнических стереотипов в современных этнических процессах.
Этнические стереотипы, мобилизуясь в форме этнических конфликтов, этнических движений, становятся инструментом для достижения определенных экономических, политических или иных целей.

В условиях социального или межэтнического конфликта посредством обращения к этническим стереотипам, которыми манипулирует элита предопределяют как социальные, так и политические требования.
В стадии мобилизации этнических стереотипов необходимо мотивировать ту или иную направленность сознания и поведения, как на групповом, так и на индивидуально личностном уровне.
В этом случае социальная действительность, политические, экономические или иные ценности рассматриваются этнической группой в первую очередь сквозь призму соответствия или несоответствия этническим интересам, сама, же акцентуированная этничность выступает в качестве критерия оценки социальных, политических и экономических изменений, как подкрепляющих или, напротив, унижающих этническое достоинство.
Гипертрофия
133
[стр. 131]

131 ские стереотипы, опосредуя институционные нормы, выступают регулятором социального поведения.
Обремененный многочисленными статусами, одновременно выполняющий целый набор социальных ролей, представитель этноса входит во множество слабо связанных между собою групп, причем каждая роль и каждая группа предъявляют к нему собственные требования, которые зачастую не согласуются, а, напротив, противоречат друг другу.
Этнические стереотипы регулируют межэтническое и межгрупповое общение с помощью традиций, обычаев, устойчивых общепризнанных ценностей.
Этнические стереотипы, формируя единую символическую среду, выступают в качестве своеобразного информационного фильтра.
В современном полиэтническом обществе человек оказывается невольно втянут в постоянный поток разнообразной и нередко внутренне противоречивой информации.
Этнические стереотипы не только упорядочивают и систематизируют ее, «просеивают» с точки зрения культурных общепринятых этнических ценностей и идеалов.
Этнические стереотипы способствуют удовлетворению органично присущей человеку потребности в определенной психологической устойчивости и определенности.
Актуализация этнических стереотипов это защитная реакция психики на унифицированность или нестабильность этнокультурной и этнополитической среды.
Смена социальных, и в частности политических детерминант разрушает ценностный мир человека, неизменность же этнических стереотипов, традиционных в противовес социальной инновации, противодействуют развитию социальной фрустрации и аномии.
Этнические стереотипы консервативны и в кризисной, конфликтной ситуации человек пытается укрыться в них.
В диссертации определена роль этнических стереотипов в современных этнических процессах.
Этнические стереотипы, мобилизуясь в форме этнических конфликтов, этнических движений, становятся инструментом для достижения определенных экономических, политических или иных це


[стр.,132]

132 лей.
В условиях социального или межэтнического конфликта посредством обращения к этническим стереотипам, которыми манипулирует элита предопределяют как социальные, так и политические требования.
В стадии мобилизации этнических стереотипов необходимо мотивировать ту или иную направленность сознания и поведения, как на групповом, так и на индивидуально личностном уровне.
В этом случае социальная действительность, политические, экономические или иные ценности рассматриваются этнической группой в первую очередь сквозь призму соответствия или несоответствия этническим интересам, сама же акцентуированная этничность выступает в качестве критерия оценки социальных, политических и экономических изменений, как подкрепляющих или, напротив, унижающих этническое достоинство.
Гипертрофия
воспроизведения как органических, так и ситуативных этнических стереотипов неизбежно приводит к дестабилизации межэтнических отношений.
Тем не менее, если на уровне отдельной личности или отдельной группы этнические стереотипы характеризуются, в первую очередь, своей устойчивостью, то на уровне социума в процессе общественно исторического развития их следует рассматривать как относительно устойчивые образования.
Это определяется зависимостью этнических стереотипов от таких важных компонентов, как потребности и интересы, которые детерминируют и внутренние особенности этноса, и характер складывающихся межэтнических отношений.
От срока существования не всегда зависит степень его устойчивости, то есть более древние этнические стереотипы в данный момент могут быть менее устойчивы, чем стереотипы современности.
Глобальное ускорение социальных процессов в мире приводит к тому, что временная длительность социально стереотипизированных форм опыта стала значительно короче.
Такая особенность этнических стереотипов как устойчивость имеет относительный характер.
Практика показывает, что этнические стереотипы, не

[Back]