воспроизведения как органических, так и ситуативных этнических стереотипов неизбежно приводит к дестабилизации межэтнических отношений. Тем не менее, если на уровне отдельнойличности или отдельной группы этнические стереотипы характеризуются, в первую очередь, своей устойчивостью, то на уровне социума в процессе общественно исторического развития их следует рассматривать как относительно устойчивые образования. Это определяется зависимостью этнических стереотипов от таких важных компонентов, как потребности и интересы, которые детерминируют и внутренние особенности этноса, и характер складывающихся межэтнических отношений. От срока существования не всегда зависит степень его устойчивости, то есть более древние этнические стереотипы в данный момент могут быть менее устойчивы, чем стереотипы современности. Глобальное ускорение социальных процессов в мире приводит к тому, что временная длительность социально стереотипизированных форм опыта стала значительно короче. Такая особенность этнических стереотипов как устойчивость имеет относительный характер; Практика показывает, что этнические стереотипы, не поддерживаемые социальными условиями, способны к изменениям в относительно короткий временной период. Диссертантом исследован механизм образования и функционирования этнических стереотипов в культуре общения на примере Северо-Кавказского региона и выделены стереотипы, сложившиеся в силу конкретного исторического опыта взаимодействия с другими этносами конфессионального плана, относительно экономического положения, принадлежности к языку. В работе рассмотрены стереотипы поведения и мышления, раскрыты и проанализированы причины, способствующие нагнетанию межэтнической напряженности. Взаимодействие этносов, проживающих на территории Северного Кавказа, обладающих разными этнокультурными традициями, уже само по 134 |
124 взаимодействия может способствовать сформировавшийся социальный стереотип мышления и поведения. А как же быть с уже сложившимися этническими стереотипами, впитавшими в себя особенности этнического характера, темперамента, вкусов. Необходимо помнить, что в исторический опыт любого этноса включаются усвоенные этносом достижения других этносов. Выявление общего, что имеется у различных этносов, ни в коем случае не умаляет их самобытности, а наоборот, помогает подчеркнуть то оригинальное, что создано на основе общих достижений, те зерна, которые прибавлены к общему данным этносом. Из вышеизложенного следует, что духовная культура этносов Северного Кавказа представляют собой разнообразие культурно-бытовых особенностей. Это находит отражение в конкретно-этнической вариативности форм материальной и бытовой культуры, специфических устоях мировоззренческих стереотипов, поведенческих нормах. Взаимодействие этносов, проживающих на территории Северного Кавказа, обладающих разными этнокультурными традициями, уже само по себе объективно несет заряд, который в случае возникновения межэтнической конфликтности выступает в качестве усугубляющего обстоятельства. Главным фактором возникновению этнических стереотипов поведения и мышления этносов Северо ~ Кавказского региона, являются этнические традиции и опыт многовекового межличностного общения с представителями различных этносов. Такие этнические стереотипы едины для этноса в целом, и не подвержены изменениям достаточно длительный промежуток времени. Этнические стереотипы мышления и поведения, функционирующие в этническом самосознании этносов Северного Кавказа, не могут оставаться неизменными образами. Под влиянием государственной идеологической доктрины, пропаганды средств массовой информации, а самое главное из знаний, полученных в образовательных учреждениях, можно постепенно из 132 лей. В условиях социального или межэтнического конфликта посредством обращения к этническим стереотипам, которыми манипулирует элита предопределяют как социальные, так и политические требования. В стадии мобилизации этнических стереотипов необходимо мотивировать ту или иную направленность сознания и поведения, как на групповом, так и на индивидуально личностном уровне. В этом случае социальная действительность, политические, экономические или иные ценности рассматриваются этнической группой в первую очередь сквозь призму соответствия или несоответствия этническим интересам, сама же акцентуированная этничность выступает в качестве критерия оценки социальных, политических и экономических изменений, как подкрепляющих или, напротив, унижающих этническое достоинство. Гипертрофия воспроизведения как органических, так и ситуативных этнических стереотипов неизбежно приводит к дестабилизации межэтнических отношений. Тем не менее, если на уровне отдельной личности или отдельной группы этнические стереотипы характеризуются, в первую очередь, своей устойчивостью, то на уровне социума в процессе общественно исторического развития их следует рассматривать как относительно устойчивые образования. Это определяется зависимостью этнических стереотипов от таких важных компонентов, как потребности и интересы, которые детерминируют и внутренние особенности этноса, и характер складывающихся межэтнических отношений. От срока существования не всегда зависит степень его устойчивости, то есть более древние этнические стереотипы в данный момент могут быть менее устойчивы, чем стереотипы современности. Глобальное ускорение социальных процессов в мире приводит к тому, что временная длительность социально стереотипизированных форм опыта стала значительно короче. Такая особенность этнических стереотипов как устойчивость имеет относительный характер. Практика показывает, что этнические стереотипы, не 133 поддерживаемые социальными условиями, способны к изменениям в относительно короткий временной период. Духовная культура этносов Северного Кавказа представляют собой разнообразие культурно-бытовых особенностей. Это находит отражение в конкретно-этнической вариативности форм материальной и бытовой культуры, специфических устоях мировоззренческих стереотипов, поведенческих нормах. Диссертантом исследован механизм образования и функционирования этнических стереотипов в духовной культуре на примере СевероКавказского региона и выделены стереотипы, сложившиеся в силу конкретного исторического опыта взаимодействия с другими этносами конфессионального плана, относительно экономического положения, принадлежности к языку. В работе рассмотрены стереотипы поведения и мышления, раскрыты и проанализированы причины, способствующие нагнетанию межэтнической напряженности. Взаимодействие этносов, проживающих на территории Северного Кавказа, обладающих разными этнокультурными традициями, уже само по себе объективно несет в себе заряд, который в случае возникновения межэтнической конфликтности выступает в качестве усугубляющего обстоятельства. Главным фактором возникновению этнических стереотипов поведения и мышления этносов Северо-Кавказского региона, являются этнические традиции и опыт многовекового межличностного общения с представителями различных этносов. Такие этнические стереотипы едины для этноса в целом, и не подвержены изменениям достаточно длительный промежуток времени. Этнические стереотипы мышления и поведения, функционирующие в этническом самосознании этносов Северного Кавказа, не могут оставаться неизменными образами. Под влиянием государственной идеологической доктрины, пропаганды средств массовой информации, а самое главное из |