себе объективно несет в себе заряд, который в случае возникновения межэтнической конфликтности выступает в качестве усугубляющего обстоятельства. Главным фактором возникновения, этнических стереотипов поведения и мышления этносов. Северо-Кавказского региона, являются этническиетрадиции и опыт многовекового межличностного общения' с представителями различных этносов. Такие этнические стереотипы едины для этноса в целом, и не подвержены изменениям достаточно длительный промежуток времени. Этнические стереотипы мышления и поведения, функционирующие в этническом самосознании этносов Северного Кавказа, не могут оставаться неизменными образами. Под влиянием государственной идеологической доктрины, пропаганды средств массовой информации, а самое главное из знаний, полученных в образовательных учреждениях, можно постепенно изменять природу этнических стереотипов, переводя их из негативной плоскости в позитивную. Основная идея диссертационной работы заключается в исследовании феномена функционирования этнических стереотипов в культуре общения с позиций философского анализа, раскрытии сущности этнических стереотипов мышления и поведения, их роли и влияния на процесс межкультурной коммуникации. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы обществоведами для дальнейшего углубленного научного анализа проблемы формирования, функционирования и влияния культурно обусловленных этнических стереотипов, при чтении курсов социальной философии, культурной антропологии, этнопсихологии, этнической конфликтологии. Основные положения исследования могут быть использованы органами государственной власти, общественными организациями как в перспективной, так и повседневной практической работе. В частности, при разработке программ по социальной адаптации мигрантов и вынужденных переселенцев, при организации социологических исследований и 135 |
124 взаимодействия может способствовать сформировавшийся социальный стереотип мышления и поведения. А как же быть с уже сложившимися этническими стереотипами, впитавшими в себя особенности этнического характера, темперамента, вкусов. Необходимо помнить, что в исторический опыт любого этноса включаются усвоенные этносом достижения других этносов. Выявление общего, что имеется у различных этносов, ни в коем случае не умаляет их самобытности, а наоборот, помогает подчеркнуть то оригинальное, что создано на основе общих достижений, те зерна, которые прибавлены к общему данным этносом. Из вышеизложенного следует, что духовная культура этносов Северного Кавказа представляют собой разнообразие культурно-бытовых особенностей. Это находит отражение в конкретно-этнической вариативности форм материальной и бытовой культуры, специфических устоях мировоззренческих стереотипов, поведенческих нормах. Взаимодействие этносов, проживающих на территории Северного Кавказа, обладающих разными этнокультурными традициями, уже само по себе объективно несет заряд, который в случае возникновения межэтнической конфликтности выступает в качестве усугубляющего обстоятельства. Главным фактором возникновению этнических стереотипов поведения и мышления этносов Северо ~ Кавказского региона, являются этнические традиции и опыт многовекового межличностного общения с представителями различных этносов. Такие этнические стереотипы едины для этноса в целом, и не подвержены изменениям достаточно длительный промежуток времени. Этнические стереотипы мышления и поведения, функционирующие в этническом самосознании этносов Северного Кавказа, не могут оставаться неизменными образами. Под влиянием государственной идеологической доктрины, пропаганды средств массовой информации, а самое главное из знаний, полученных в образовательных учреждениях, можно постепенно из 133 поддерживаемые социальными условиями, способны к изменениям в относительно короткий временной период. Духовная культура этносов Северного Кавказа представляют собой разнообразие культурно-бытовых особенностей. Это находит отражение в конкретно-этнической вариативности форм материальной и бытовой культуры, специфических устоях мировоззренческих стереотипов, поведенческих нормах. Диссертантом исследован механизм образования и функционирования этнических стереотипов в духовной культуре на примере СевероКавказского региона и выделены стереотипы, сложившиеся в силу конкретного исторического опыта взаимодействия с другими этносами конфессионального плана, относительно экономического положения, принадлежности к языку. В работе рассмотрены стереотипы поведения и мышления, раскрыты и проанализированы причины, способствующие нагнетанию межэтнической напряженности. Взаимодействие этносов, проживающих на территории Северного Кавказа, обладающих разными этнокультурными традициями, уже само по себе объективно несет в себе заряд, который в случае возникновения межэтнической конфликтности выступает в качестве усугубляющего обстоятельства. Главным фактором возникновению этнических стереотипов поведения и мышления этносов Северо-Кавказского региона, являются этнические традиции и опыт многовекового межличностного общения с представителями различных этносов. Такие этнические стереотипы едины для этноса в целом, и не подвержены изменениям достаточно длительный промежуток времени. Этнические стереотипы мышления и поведения, функционирующие в этническом самосознании этносов Северного Кавказа, не могут оставаться неизменными образами. Под влиянием государственной идеологической доктрины, пропаганды средств массовой информации, а самое главное из 134 знаний, полученных в образовательных учреждениях, можно постепенно изменять природу этнических стереотипов, переводя их из негативной плоскости в позитивную. Основная идея диссертационной работы заключается в исследовании феномена функционирования этнических стереотипов в духовной культуре с позиций философского анализа, раскрытии сущности этнических стереотипов мышления и поведения, их роли и влияния на процесс межкультурной коммуникации. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы обществоведами для дальнейшего углубленного научного анализа проблемы формирования, функционирования и влияния культурно обусловленных этнических стереотипов, при чтении курсов социальной философии, культурной антропологии, этнопсихологии, этнической конфликтологии. Основные положения исследования могут быть использованы органами государственной власти, общественными организациями как в перспективной, так и повседневной практической работе. В частности, при разработке программ по социальной адаптации мигрантов и вынужденных переселенцев, при организации социологических исследований и мониторингов межэтнических конфликтов, при прогнозировании социально значимых реакций на политические инициативы в решении межэтнических проблем. |