Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 31]

действия человека, о способе действия, при котором добро побеждает зло»42.
Структура названных констант специфична для каждого этноса.
Реконструкция системы этнических констант выглядит как динамическая модель взаимодействия «образов», и этническими константами являются именно эти взаимосвязи; взаимозависимости.' Человек вписывает свое поведение в целостную систему взаимосвязей и взаимозависимостей, ощущая себя одним из компонентов этой находящейся в непрестанном движении системы.
Этническая культура в значительной степени способствует формированию именно такого видения мира.
1.2.
СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ Прежде чем приступить к философско-антропологическому анализу феномена этнического стереотипа и предложить определение самой категории «этнический стереотип», необходимо кратко остановиться на более общей категории «социальный стереотип», так как именно через нее наиболее целесообразно сформулировать определение этнического стереотипа.
В обществоведении под социальным стереотипом обычно понимается упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайный образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.
Нередко при определении конкретного социального стереотипа подчеркивают его целостность, ярко выраженную оценочную и ценностную окраску,
нафуженности его так называемым «ошибочным» компонентом.
В других случаях акцентируются его динамические характеристики, например, устойчивость, консерватизм, свидетельствующие о способности успешно справляться с любой информацией, направленной на его изменение.
Общей
42 Лурье С.В.
Восприятие народом осваиваемой территории //Общественные науки и современность.
1998.
№5.
С.
61-74.
С.
64.
31
[стр. 20]

20 “практичные американцы” и т.д.
В других случаях этнические характеристики более расплывчаты, но в них всегда выражено определенное отношение к данной группе, чаще всего окрашенное эмоциями.
Обязанность этнических стереотипов выражается в отождествлении каждого этноса с каким-то мифическим лицом, присваивании обидных прозвищ, типа: “черные”, «курносые», “Мойша”, “хохол”.
Вероятно, эта же тенденция порождает и их словесные портреты.
Диссертант полагает, что прежде чем приступить к философскоантропологическому анализу феномена этнического стереотипа и предложить определение самой категории “этнический стереотип”, необходимо кратко остановиться на более общей категории “социальный стереотип”, так как именно через нее наиболее целесообразно сформулировать определение этнического стереотипа.
В обществоведении под социальным стереотипом обычно понимается упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайный образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.
Нередко при определении конкретного социального стереотипа подчеркивают его целостность, ярко выраженную оценочную и ценностную окраску,
нагруженности его так называемым “ошибочным” компонентом.
В других случаях акцентируются его динамические характеристики, например, устойчивость, консерватизм, свидетельствующие о способности успешно справляться с любой информацией, направленной на его изменение.
Общей
тенденцией в определениях социального стереотипа является признание его преимущественно негативным феноменом, трактовка его в виде своеобразных “шор”, исключающих видение социальной реальности.
В современном обществоведческом знании существует ряд определений социального стереотипа, перекочевавших из западных словарей по социологии и психологии.
Определениями стереотипа, введенными в оборот психологами и социологами в 30 50 годы XX века,

[Back]