Проверяемый текст
Гладких Светлана Владимировна. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (Диссертация 2001)
[стр. 33]

внешнего воздействия.
Она тесно связана со стремлением человека отсортировывать полученную им информацию, разложить ее по полочкам в сознании.
По мнению У.
Липпмана, стереотип является крайне устойчивым образованием, которое не поддается образованию и критике.
Устойчивость любого стереотипа, по мнению ученого, сохраняется за счет свойства человеческого ума фиксировать факты, поддерживать> стереотипы и отбрасывать информацию,
противоречащую им.
Ученый отмечал, что существуют люди гибкие и консервативные относительно своих стереотипов.
Стереотипы обладают сильной эмоциональной заряженностью, так как отражают ценностные представления личности.
Любое нарушение стереотипов кажется посягательством на основы мироздания личности.
Стереотипы это «некая проекция на мир ощущения нашей ценности, это крепость наших
традиций»'16.
Квинтэссенция социально бихевиористской концепции Уильяма Липпмана заключаются в следующем: поведением конкретного человека управляет так называемый моральный кодекс, который есть ни что иное, как система поведения применительно к ряду типичных случаев.
В' основе каждого морального кодекса находятся картинки человеческой природы, мира и своеобразная личная интерпретация истории.
Видный представитель франкфуртской школы западногерманский социолог Теодор Адорно, работавший в 1930 1940 г.г.
в США, предложил свою концепцию стереотипов с позиции психоаналитики.
Согласно Т.
Адорно, «стереотипы это приспособление для удобного видения
вещей»47 48.
Говоря о стереотипах как жестоких, предвзятых образованиях, социолог отмечал, что «стереотипы являются атрибутом сознания авторитарной личности, этноцентристской, одержимой ощущением жестокого различия
о .
ч* к* 48 между своей группой и чужой» .
х<' Lippman W.
Public opinion.
Toronto 1965 P.
35.
11 Adorno T.
Stereotypes as sociotypes.
N.Y.
1969.
P.
75.
48 Ibid.P.78.
33
[стр. 21]

2! ученые всего мира оперируют до сих пор.
Проанализируем трактовки стереотипа, предложенные западными учеными.
Впервые термин “социальный стереотип” ввел в употребление американский обществовед Уильям Липпман в 1922 году, анализируя влияние знания о предмете на его восприятие и оценку при непосредственном контакте.
Согласно У.
Липпману, стереотипы это «упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой “картинки” мира в “голове” человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права»19.
В работе “Общественное мнение” он описал стереотип как характерное явление обыденного сознания, основанного на «стремлении человека свести разнообразие мира к немногим определенным категориям, и, тем самым, облегчить себе восприятие, понимание и оценку явлений»20.
У.Липпман выделяет характеристики стереотипов, подчеркивая, что стереотип возникает на основе восприятия, не связанного с прямым опытом; то есть нам говорят о мире до того, как мы его увидим, мы представляем себе многие вещи до того, как мы их познаем на опыте.
Стереотипы возникают «стихийно и спонтанно из-за неизбежной потребности экономии внимания в процессе усвоения опыта предшествующих поколений, опыта, закрепленного в виде привычек и представлений»21.
Явление стереотипизации характерная особенность переработки личностью внешнего воздействия.
Она тесно связана со стремлением человека отсортировывать полученную им информацию, разложить ее по полочкам в сознании.
По мнению У.
Липпмана, стереотип является крайне устойчивым образованием, которое не поддается образованию и критике.
Устойчивость любого стереотипа, по мнению ученого, сохраняется за счет свойства человеческого ума фиксировать факты, поддерживать стереотипы и отбрасывать ин
19 Lippman W.
Public opinion.
Toronto.
1965 P.l 1 20 Ibid.-P.
14-15.
21 Ibid-P.21.


[стр.,22]

22 формацию, противоречащую им.
Ученый отмечал, что существуют люди гибкие и консервативные относительно своих стереотипов.
Стереотипы обладают сильной эмоциональной заряженностью, так как отражают ценностные представления личности.
Любое нарушение стереотипов кажется посягательством на основы мироздания личности.
Стереотипы это «некая проекция на мир ощущения нашей ценности, это крепость наших
традиций»22.
Квинтэссенция социально бихевиористской концепции Уильяма Липпмана заключаются в следующем: поведением конкретного человека управляет так называемый моральный кодекс, который есть ни что иное, как система поведения применительно к ряду типичных случаев.
В основе каждого морального кодекса находятся картинки человеческой природы, мира и своеобразная личная интерпретация истории.
Видный представитель франкфуртской школы западногерманский социолог Теодор Адорно, работавший в 1930 1940 г.г.
в США, предложил свою концепцию стереотипов с позиции психоаналитики.
Согласно Т.
Адорно, «стереотипы это приспособление для удобного видения
вещей»23 24.
Говоря о стереотипах как жестоких, предвзятых образованиях, социолог отмечал, что «стереотипы являются атрибутом сознания авторитарной личности, этноцентристской, одержимой ощущением жестокого различия
между своей « « 2 4 группой и чужой» .
Озабоченность своим статусом и общепринятые ценности становятся основополагающими в личности этноцентриста и вытесняют индивидуальные стремления.
В такой ситуации чужая группа, с точки зрения Адорно, всегда расценивается как враг, сколь слаба она бы ни была.
Психолог Гордон Уиллард Олпорт, представитель психоаналитической школы, предложил свою теорию стереотипа как составную часть теории 22 Lippman W.
Public opinion.
Toronto.
1965.
P.
35.
23 Adorno T.
Stereotypes as sociotypes.
N.Y.1969.
P.
75.
24 Ibid.
P.
78.

[Back]